ИСТОРИЯ ПОЧТЫ И ПОЧТОВОЙ МАРКИ: МИР ФИЛАТЕЛИИ
По материалам
В.А.Новоселова © 2005-2006
публикуется с разрешения автора DN144
МОРСКАЯ ПОЧТА
Марки плавающих сейфов
Есть в истории филателии уникальный выпуск специальных марок для «плавающих несгораемых сейфов» [
1]. Хотя они были изданы через три года после окончания первой мировой войны, их появление было связа-но именно с военными действиями. Дело в том, что в годы войны гол-ландский флот понес большие потери из-за пиратских нападений
не-мецких подводных лодок и от немецких мин. Однако, и после войны ос-тавшиеся в водах морей и океанов, мины представляли собой большую опасность и голландский флот продолжал нести потери.
Под впечатлением этих катастроф голландский изобретатель Ван-Блаандерен из города Гуицен задался целью создать такое универ-сальное оборудование, которое бы способствовало сохранению пере-возимых на судах
денег, ценностей и почты от любых видов катастроф на море. Он создал сейф уникальной конструкции, способный противо-стоять воде и огню, а после гибели судна оставаться на поверхности моря и подавать сигналы.
Металлический сейф Ван-Блаандерена напоминал яйцо огромных размеров. В его верхней части имелось входное отверстие круглой формы с герметично закрывавшейся крышкой. Сейф был рассчитан на 3000 кг, выдерживал
нагрев до 1700 градусов Цельсия и давление до 10 атмосфер. Внутри «яйца» имелись специальные отсеки для сек-ретных документов, содержимое которых само сжигалось в случае взлома.
Сейф устанавливался на верхней палубе, в зоне видимости штурман-ской рубки. При погружении судна в воду срабатывали специальные отсоединяющие устройства, и сейф оставался на поверхности воды. Автоматическая
сирена подавала сигналы через каждые 10 минут, каж-дые 4 минуты вспыхивал яркий фонарь, а с интервалом в час выстрели-валось 12 ракет.
Такой комплекс спасательных средств и сигнализирующих устройств привлек внимание не только промышленников, но и почтовую администрацию Нидерландов, которая согласилась при-менять такие сейфы для перевозки
ценностей из Голландии в Нидерландскую Индию [
2].
Первым судном, оборудованным плавучим сейфом Ван-Блаандерена, был пароход «Vondel», вышедший в рейс 5 февраля 1921 года. Накануне его выхода в море нидерландская почта выпустила специальную серию из семи
марок номиналами от 15 центов до 7.5 гульденов.
Со временем возможность встречи с плавучей миной становилась все менее вероятной [
3], по-этому мало кто из отправителей хотел нести дополнительные расходы. Не имела эмиссия и фи-лателистического успеха, так как была слишком дорогостоящей. Кроме того, коллекционеры того периода были очень «разборчивы» относительно
всего, что касалось происхождения марок; большинство их считало серию частным выпуском фирмы «Ван Блаандерен» и не включало эти марки в свои коллекции [
4].
В результате только незначительная часть напечатанных марок была распродана, а всю серию изъяли из обращения 25 августа 1923 года. Оставшиеся запасы марок в количестве 11 700 серий голландская почта распродала
в апреле 1929 года.
Одновременно с выпуском Нидерландов были выпущены подобные же марки и почтой Нидер-ландской Индии. Ими оплачивалась корреспонденция, отправляемая в Нидерланды. В серии вы-пущены 7 марок с теми же рисунками
и номиналами, что и выпуск Голландии. И судьбы этих марок абсолютно совпадают.
Примечания автора:
[
1] Эти марки, иногда называют марками «пожарных ящиков» или марками «не тонущей почты».
[
2] Современная Индонезия.
[
3] С 1921 по 1923 год на линии Нидерланды – Нидерландская Индия не потонул ни один пароход.
[
4] А вот здесь коллекционеры промахнулись. Выпуск был сделан с официального согласия голландской почты, кроме того, почта по договору получала 3/8 стоимости марок. Ныне эти марки, наклеенные на оригинальные отправления,
относятся к филателистическим раритетам.
В составе раздела рассматриваются:
|