Аукцион Магазин почтовых марок Обменный пункт WMT Каталоги Stamp Открытый форум

Postage Stamp & Postal History
ISSUE YEAR: 2005
ISSUE COUNTRY: RUSSIA
ISSUE TYPE: GENERAL & STANDARD


     ИСТОРИЯ ПОЧТЫ И ПОЧТОВОЙ МАРКИ: МИР ФИЛАТЕЛИИ

     По материалам В.А.Новоселова © 2005-2006
     публикуется с разрешения автора DN144



      ПОЧТЫ РАЗНЫЕ НУЖНЫ, МАРКИ РАЗНЫЕ ВАЖНЫ

• Газетные марки   • Почтово-благотворительные марки
• Марки для заказной корреспонденции • Служебные марки
• Спешная почта • Доплатные марки
• Конная почта «Пони-экспресс» • Пневматическая почта
• Местные марки • Телеграфные и телефонные марки
• Морская почта   • Марки посылочные (пакетные)
• Баллонная почта • Провизории
• Голубиная почта • Гербовые и почтово-гербовые марки
• Авиапочта • Штрейкбрехерские марки
• Дирижабельная почта • Марки – деньги
• Орудийная и ракетная почта • Безноминальные марки
• Железнодорожная почта • Марки печатающих автоматов
• Космическая почта • Новые виды почтовых марок
• Фантастические выпуски



    Телеграфные и телефонные марки
    В 1837 году американец Самуил Морзе изобрел знаме-нитую «азбуку Морзе» и телеграфный аппарат, а уже в 1843 году заработала первая в мире телеграфная линия в США.
    К середине XIX века телеграфные линии были широко рас-пространены во многих европейских странах. Они подчиня-лись специальной телеграфной администрации.

    Вскоре после появления в 1840 году почтовых марок, те-леграфные администрации некоторых стран (Австрия, Бель-гия, Россия, США и др.) ввели в обращение специальные те-леграфные марки. В большинстве стран они прожили недол-гую жизнь, до слияния почтовой и телеграфной администра-ции в единое ведомство. В Австрии это произошло, напри-мер, в 1884 году.


    В России еще со времени нахождения телеграфного управления в Главном управлении путей сообщения и публичными зданиями руководители телеграфного управления задумывались о вве-дении марок для оплаты «телеграфных депеш». Однако эту идею удалось осуществить только после перевода телеграфного управления в Министерство почт и телеграфов.



    В семидесятых годах XIX века в Петербурге существовала большая телеграфная станция. Однако для большого города этого было уже недостаточно. В 1866 в Петербурге было откры-то в разных районах города еще 16 станций, из которых одна предназначалась только для передачи казенных депеш.

    22 мая 1886 года было утверждено временное положение о Санкт-Петербургском городском общественном телеграфе. При этом, в виде опыта, было разрешено подавать телеграммы без оплаты их каждый раз наличными деньгами, а телеграфный сбор производить посредством штемпельных телеграфных блан-ков и телеграфных марок.

    Временными правилами о приеме и передаче депеш на стан-циях Санкт-Петербургского городского общественного телегра-фа, в частности, предусматривалось, что:

  • прием и передача телеграмм на всех станциях производятся на русском, французском и немецком языках, ежедневно с 9 час. утра до 9 час. вечера;

  • телеграммы должны быть непременно написаны на установленных штемпельных бланках ценой в 40 коп.,
    для депеш с количеством до 20 слов. При числе слов
    более 20 за каждые последующие 10 или менее слов дополнительно наклеивается 20-копеечная телеграфная марка.

    Марками принимается также плата за обратный ответ и за рассылку копий телеграмм в не-сколько адресов по 20 коп. (1 марка) за каждую копию.

    Знаки телеграфной оплаты вводились только для района Санкт-Петербурга. За передачу теле-грамм на другие станции империи и за отправление телеграмм в сторону от этих станций с почтою, эстафетою или нарочным оплата производилась наличными деньгами.

    3 декабря 1867 года плата за передачу депеш по Санкт-Петербургскому общественному те-леграфу была снижена вдвое, поэтому на штемпельных телеграфных бланках и марках были сделаны надпечатки новой стоимости – соответственно 20 и 10 коп.
    В 1868 года был выпущен новый телеграфный бланк стоимостью 20 коп. прежнего типа. Телеграфные бланки и марки продавались на всех станциях городского телеграфа. После пере-дачи телеграмм, использованные бланки, по-видимому, хранились некоторое время на телеграфе и затем уничтожались. Таким образом, марки отправителям не выдавались, поэтому в коллекциях они встречаются нечасто.

    Однако уже в конце 1868 года телеграфные марки в России были изъяты из обращения. Телеграфные марки не имели успеха и были изъяты из обращения в большинстве стран в конце XIX века. Однако в США частная компания «Western Union», выпустив первую телеграфную мар-ку в 1871 году, продолжала эту традицию и в XX веке. Только во второй половине XX века технический прогресс завершил эру телеграфных марок США. А в конце века (1997 год) была продана и сама компания.

    Что говорить о специальных телеграфных марках, если в настоящее время уходит в прошлое в некоторых странах даже сам телеграф. Например, с октября 1982 года в Великобритании пре-кращен прием телеграмм, которые по данным почтовой службы стали экономически невыгодны почте. Это произошло в связи с расширением автоматической телефонной связи. Если в 1945 году англичане подавали 63 миллиона телеграмм, то в 1981 году всего 2 миллиона.

    В 1876 году американский физик Александр Белл изобрел новое средство связи – телефон. Телефон и телеграф произвели просто революцию в почтовой связи. Новое изобретение стало очень быстро развиваться. Для оплаты телефонных разговоров во многих странах появились специальные телефонные марки. Применение телефонных и телеграфных марок было очень похожим. Да и история телефонных марок повторяет историю телеграфных. В конце XIX века они практически выходят из обращения.

    Однако с развитием автоматической телефонной связи появляются телефонные карты для расчета за переговоры. Вначале они выпускались только для практических целей с краткими надписями, которые представляли собой правила использования этих телефонных карт. В даль-нейшем, по мере привыкания населения к ним, на телефонных картах появляются рекламные тексты и красочные иллюстрации. Появляются и первые коллекционеры телефонных карт. А мы можем смело считать телефонную марку предком современной телефонной карты.

    Коллекционирование телефонных карточек стало очень популярным видом коллекциониро-вания. Подтверждение этого – выход в свет нового издания каталога «Михель. Каталог телефон-ных карточек Германии. 1998 год».
    В каталоге 280 страниц и около 21 тысячи цветных иллюстраций. Из каталога видно, что сре-ди телефонных карт появляются собственные раритеты.
    Филателисты уже привыкли к маркам необычной формы (Тонга, Сьерра-Леоне). А вот теперь появились такие же странные карточки и для оплаты телефонных разговоров. Выпустила эти «клубнички» и "шампанское" французская фирма «Интерколл» (Intercall).

    Как видно, коллекционное развитие телефонных карт идет точно по следам почтовых марок. Появляются памятные телефонные карты, они выпускаются, подобно почтовым маркам, сериями. Родственный характер этих областей коллекционирования можно подчеркнуть еще тем, что на телефонных картах появились изображения почти всех мировых марочных раритетов.



[ Глава 10] [ Оглавление сборника] [ Глава 12]

Issue Date Issue Title Michel Cat.# MNH, Euro Used, Euro


Дирекция и редакционная коллегия Партнерская программа Полезные ссылки Контакты Справка




управление бюджетом

Rating@Mail.ru

Нумизматическая биржевая площадка






Designed and Powered by Medical Information Group © 2005-2012