Аукцион Магазин почтовых марок Обменный пункт WMT Каталоги Stamp Открытый форум

Postage Stamp & Postal History
ISSUE YEAR: 2005
ISSUE COUNTRY: RUSSIA
ISSUE TYPE: GENERAL & STANDARD


     ИСТОРИЯ ПОЧТЫ И ПОЧТОВОЙ МАРКИ: МИР ФИЛАТЕЛИИ

     По материалам В.А.Новоселова © 2005-2006
     публикуется с разрешения автора DN144



      ПОЧТЫ РАЗНЫЕ НУЖНЫ, МАРКИ РАЗНЫЕ ВАЖНЫ

• Газетные марки   • Почтово-благотворительные марки
• Марки для заказной корреспонденции • Служебные марки
• Спешная почта • Доплатные марки
• Конная почта «Пони-экспресс» • Пневматическая почта
• Местные марки • Телеграфные и телефонные марки
• Морская почта   • Марки посылочные (пакетные)
• Баллонная почта • Провизории
• Голубиная почта • Гербовые и почтово-гербовые марки
• Авиапочта • Штрейкбрехерские марки
• Дирижабельная почта • Марки – деньги
• Орудийная и ракетная почта • Безноминальные марки
• Железнодорожная почта • Марки печатающих автоматов
• Космическая почта • Новые виды почтовых марок
• Фантастические выпуски



    Доплатные марки
    Появление доплатной марки, которая отрицает идею Роуленда Хил-ла о взимании почтовых сборов авансом, можно объяснить многими обстоятельствами. Во-первых, следовало учесть, что за неоплату или неверную оплату корреспонденции отправителем, получатель обязан был оплатить разницу по другому тарифу. Обычно штрафной тариф был в два раза больше обычного. Во-вторых именно для того, чтобы  доказать клиенту оправданность неверного тарифа и необходимость доплаты и применяются доплатные марки, которые обязательно долж-ны отличаться от марок общего назначения.
    Обычно доплатные марки наклеиваются на почтовое отправление с неправильной франкировкой, а получатель вносит стоимость доплаты наличными деньгами.

    Известно, что доплатные почтовые марки впервые были вве-дены во Франции в 1859 году. Затем их стали использовать в Германии (1862), Италии (1863), Голландии и Бельгии (1870) и других государствах.
    Выпускаются они во многих странах и в настоящее время. Только называются по-разному: в одних странах «порто-мар-ками», а в других «такса-марками», но назначение их везде одинаково – оплачивать полностью или частично не оплачен-ную корреспонденцию.
    Однако не все страны выпускают доплатные марки. Некото-рые из них используют почтовые марки общего назначения, меняя их статус с помощью надпечатки или фигурной перфо-рации в виде буквы «Т» («Taxe»).

    Известен достаточно курьезный случай, когда отсутствие доплатных марок на почте в Болгарии чуть не привело к бес-порядкам. Случилось это в конце 1901 года в городе Рущуке (в настоящее время Русе).
    На почтамте Софии кончился запас доплатных марок и почтовая администрация Болгарии приказала временно, вмес-то доплатных марок, использовать обыкновенные почтовые марки. Однако население города Рущука категорически отка-зывалось оплачивать неправильную франкировку писем, на которых не было доплатных марок. Под эту неразбериху неко-торые граждане даже резко увеличили свою почтовую пере-писку, причем старались максимально недоплачивать за пере-сылку. Почта города начала нести финансовые убытки.

    Начальник почты пробовал ввести специальные квитанции для указания суммы доплаты – население города посчитала это произволом, и опять отказалось платить. И только тогда, когда почтовое ведомство стало ставить на обычных марках символ доплаты – букву «Т», население смирилось, и конфликт был улажен.

    С 1879 почтовое ведомство США выпускает доплатные марки. Причем концевые марки серии номиналом 30 и 50 центов выходили очень небольшими тиражами. Это и понятно, столь крупные номиналы для доплаты исполь-зовались крайне редко, ведь пересылка обыч-ного письма внутри страны стоила 1 цент.
    Отметим, что по статусу доплатных марок их нельзя было просто купить на почте, они использовались только по назначению, вслед-ствие чего очень ценились у коллекционеров. Сообразительный филателист стал сам себе отправлять неоплаченные бандероли с кирпи-чами. Стоимость пересылки такой бандероли доходила порой до 10 долларов. Несчастные почтальоны доставляли эти бандероли, а коллекционер получал желанные марки. Однако много-кратные жалобы почтальонов привели к тому, что однажды к нему пришла официальная бумага, в которой содержалось требование получать свои бандероли на почтамте и доставлять их домой самостоятельно. Филателист согласился и на эти «драконовские» условия. Таким образом, он накопил немалое число редких марок, которые впоследствии выгодно продавал торговцам.

    Однако на этом эта история не кончается. Прошло много времени и оказалось, что доплатные марки малых номиналов встречаются гораздо реже, чем описанные нами марки. Оказалось что увлекшись поиском редких марок высоких номиналов, коллекционеры начисто забыли о марках маленьких номиналов. Ну а судьба почтовых марок у населения довольно печальна. Чаще всего они просто выбрасываются вместе с конвертом. В результате самой дорогой доплатной маркой США стала марка номиналом 3 цента. Ее цена по каталогу Скотт-2000 составляет 7500$.

    Земская почта России использовала доплат-ные (по терминологии земской почты они яв-лялись долговыми) очень часто.
    Земская почта являлась продолжением го-сударственной почты. Однако в работе зем-ской почты были известные ограничения. На-пример, государство установило зону дея-тельности земской почты – только один уезд. В результате, если письмо отправлялось из глубинки одной губернии в отдаленное место другой, то на нем, скорее всего, появлялись почтовые марки земства – отправителя, марки государственной почты и долговые марки или штампы земской почты – получателя.

    Это хорошо видно на иллюстрации конверта отправленного в мае 1894 года из Варшавы в Богородский уезд [ 1].

    Государственная почта России доплатные марки не использовала.
    Для этой цели применялись специальные штампы «Доплатить». Но од-нажды произошел курьезный случай. «В Вильне из почтового ящика было вынуто письмо без всякой почтовой марки, адресованное Его Император-скому Высочеству Наследнику Цесаревичу Георгию Александровичу. Долго думали чиновники, будет ли законным послать письмо по назначению, наложив доплатной штемпель. Много искали они в почтово-телеграфных правилах и циркулярах ответ на этот вопрос, но ни до чего не доду-мались. Чтобы не навлечь на себя вины, почтовые чиновники сами купили марки, наклеили их и отправили письмо по назначению» [ 2].

    О нестандартном случае было доложено начальству, и в результате были сделаны изменения в почтовых правилах. «Главное управление почт и телеграфов о порядке пересылки доплатной корреспонденции на Высочайшее Имя, сообщило, что не вполне и вовсе не оплаченная кор-респонденция на Высочайшее Имя, подаваемая на почту, не должна быть принимаема; такая же корреспонденция, вынутая из почтового ящика, должна быть отослана по назначению, но без наложения доплатного штемпеля» [ 3].

    Во многих странах доплатные марки используются и в на-стоящее время, хотя все большее число стран отказывается от них. Вот несколько примеров последних лет.
    Французская почта прекратила выпуск и использование до-платных марок. Все они изъяты из обращения с 19 ноября 1988 года. Это решение относится и к французской почте в Андорре.

    Немецкий журнал «Михель-Рундшау» (1996, №2) поведал ми-ру о том, что британская почта меняет систему взимания до-платы. Она отказывается от применения доплатных марок, ставших уже привычными в этой стране с 1914 года.


    Вместо этого адресат недостаточно франкированного почто-вого отправления получит от обслуживающего его отделения карточку-извещение с указанием недостающей суммы. Затем он может: наклеить на карточку марки на нужную сумму и отпра-вить ее обратно обслуживающему почтовому отделению; выку-пить задержанное отправление непосредственно в самом отде-лении... или просто проигнорировать извещение, но в этом случае отправление по истечении установленного срока будет возвращено отправителю.
    Таким образом, находящиеся сейчас в обращении доплатные марки с изображением короны Святого Эдуарда и надписью «То рау» («Доплатить») исчезнут с почтовых отправлений. Дейст-вующие ныне серии из девяти марок номиналами от 1 пенни до 5 фунтов и появившиеся впервые в почтовом обороте 15 фев-раля 1994 года будут в дальнейшем использоваться лишь как фискальные марки для взимания налогов и таможенных сборов.

    В СССР первые доплатные марки вышли в декабре 1923 года. В настоящее время, в России доплатные марки не применяются.

    При неверной франкировке почтового отправления, почта возвращает его отправителю, маркируя овальным штампом «Доплатить».
    А в небольших населенных пунктах России поступают еще проще. Неправильно оплаченное письмо возвращается отпра-вителю с сопроводительным ярлыком, где работник почты ука-зывает сумму доплаты, ставит свою подпись и календарный штемпель.



  Примечания автора:

  [ 1] На конверте две почтовые марки: государственной почты номиналом 7 копеек и Богородской (в настоящее время г.Ногинск) земской почты номиналом 4 копейки, которая является доплатной. Об этом статусе марки говорит и надпись на ней.
  [ 2] «Русские ведомости» 18 августа 1896 г.
  [ 3] «С.-Петербургские ведомости» 29.07.1897 г.


[ Глава 10] [ Оглавление сборника] [ Глава 12]

Issue Date Issue Title Michel Cat.# MNH, Euro Used, Euro


Дирекция и редакционная коллегия Партнерская программа Полезные ссылки Контакты Справка




управление бюджетом

Rating@Mail.ru

Нумизматическая биржевая площадка






Designed and Powered by Medical Information Group © 2005-2012