Аукцион Магазин почтовых марок Обменный пункт WMT Каталоги Stamp Открытый форум

Postage Stamp & Postal History
ISSUE YEAR: 2005
ISSUE COUNTRY: RUSSIA
ISSUE TYPE: GENERAL & STANDARD


     ИСТОРИЯ ПОЧТЫ И ПОЧТОВОЙ МАРКИ: МИР ФИЛАТЕЛИИ

     По материалам В.А.Новоселова © 2005-2006
     публикуется с разрешения автора DN144



      ПОЧТЫ РАЗНЫЕ НУЖНЫ, МАРКИ РАЗНЫЕ ВАЖНЫ

• Газетные марки   • Почтово-благотворительные марки
• Марки для заказной корреспонденции • Служебные марки
• Спешная почта • Доплатные марки
• Конная почта «Пони-экспресс» • Пневматическая почта
• Местные марки • Телеграфные и телефонные марки
• Морская почта   • Марки посылочные (пакетные)
• Баллонная почта • Провизории
• Голубиная почта • Гербовые и почтово-гербовые марки
• Авиапочта • Штрейкбрехерские марки
• Дирижабельная почта • Марки – деньги
• Орудийная и ракетная почта • Безноминальные марки
• Железнодорожная почта • Марки печатающих автоматов
• Космическая почта • Новые виды почтовых марок
• Фантастические выпуски




    Железнодорожная почта
    Конные гонцы доставляли почту верхом. В средние века объем  почты стал гораздо больше, и в начале XV века начали использовать крытые повозки для перевозки почты.
    Шло время, и в XVI веке появились почтовые кареты, кото-рые уже имели амортизаторы, дверцы и предоставляли путе-шественникам некоторый дорожный комфорт. Мастера по изготовлению карет стремились всемерно повысить удобства пассажиров, в результате размеры карет начали расти, и вскоре возникли серьезные проблемы. На узких дорогах два экипажа порой не могли разминуться. Дело дошло до рас-смотрения проблемы в английском парламенте, который вы-нужден был принять закон, ограничивающий допустимую ши-рину экипажей 4 футами и 6 дюймами (1.372 м). Появившиеся в начале XIX века рельсовые экипажи на конной тяге также должны были придерживаться требований этого закона.


    В 1814 году английский инженер Джордж Стефенсон изо-брел «паровую тележку». На его родине долго раздумывали над тем, является ли вообще целесообразным применение паровой тяги. Стефенсону пришлось выдержать упорную борьбу против закона о допустимой ширине экипажа. Лишь после длительной борьбы он получил разрешение на исполь-зовании колеи в 4 фута и 8.5 дюймов (1.435 м).
    А в 1825 году по проекту Стефенсона была сооружена первая в мире железная дорога Стоктон – Дарлингтон.

    В 1830 году была открыта железнодорожная линия Ливерпуль – Манчестер, на которой сразу же стали перевозить почту. Вскоре к Стефенсону пришло признание и он начал экспортировать свои локомотивы в другие страны Европы, которые вынуждены были строить колею в 1.435 м.
    В дальнейшем на эту ширину колеи были вынуждены равняться и другие паровозостроитель-ные заводы. Так возникла международная железнодорожная колея, применение которой стало практически повсеместным. Исключение составляют железные дороги России, Испании и Ир-ландии. В этих странах при строительстве железных дорог использовались собственные проекты.

    Первая железная дорога в России длиной 24 версты, между Санкт-Петербургом и Царским Селом было торжественно открыта в 1838 году. После опробования нового вида транспорта поч-товый департамент России решил воспользоваться им для пере-сылки почты. Было заключено специальное соглашение между почтовым департаментом и Обществом Царскосельской дороги по этому поводу.
    Так в России родилась железнодорожная почта. Ну а дальше развитие железнодорожной почты шло одинаково в различных странах. Новинки одних стран быстро перенимались, и при необходимости начинали использоваться и в других странах.

    Вначале почтовую карету просто грузили на платформу, как это показано на рисунке вверху странице, и перевозили ее вместе с грузом. Чуть позднее было решено перевозить только почтовый груз. Еще через некоторое время сообразили, что для ускорения доставки почты, ее следует обрабатывать во время движения. Так появились вначале почтовые отделения в вагонах, а с 6 января 1838 года английская почта стала использовать уже специальный почтовый вагон, для которого был переоборудован вагон для перевозки скота.
    Эта практика начала распространяться и на другие страны. В 1841 году почтовые вагоны ввела Бельгия, в 1846 Франция, в 1848 Германия, в 1861 Россия, в 1864 году США.

    Многие из читателей видели вестерны, фильмы США о жизни Дикого Запада, где довольно часто встречается сюжет об ограблении почтовых вагонов, которые в те далекие вре-мена, кроме корреспонденции перевозили ценности и деньги. И хотя мы можем верить или не верить тому, что видим на экране, но сухая официальная статистика гласит: с 1891 по 1900 год при исполнении служебных обязанностей было убито 75, получило увечья 513 и ранено 1173 почтовых чиновника. Вследствие этого, развитие почтовых вагонов в США пошло несколько другим путем.
    На первом месте в США стояли не удобства почтовых ра-ботников, а условия безопасности. Инженеры почтового де-партамента разработали специальный почтовый вагон, защи-щенный со всех сторон броней и имеющий амбразуры для стрельбы и специальные магниевые факелы, освещающие ок-ружающее пространство на многие десятки метров.

    Постепенно развиваясь, почтовые вагоны, стали очень удобны для работы. Каждый такой вагон в настоящее время представляет собой целый почтамт на колесах со всеми необходимыми приспособлениями для работы.

    В 1974 году отпраздновал 100-летний юбилей вагоностроительный завод имени И.Е.Егорова. Этот завод замечателен еще и тем, что он выпускает специализированные почтовые вагоны. Вскоре после своего юбилея завод начал выпуск новой конструкции почтовых вагонов, где есть багажная кладовая с 45 контейнерами, в каждом из которых помещается 400 килограммов писем, бандеролей, посылок, и две кранбалки, управляемые одним человеком дистанционно с пульта. Вот как выглядит рекламное описание этого вагона:
    "Приемка почтовых отправлений в вагон здесь полностью механизирована. Не успеет поезд остановиться, как откроются широкие двери вагона и механические «руки» примутся за погрузку контейнеров с почтой. Их раздача производится так же автоматически по заданной программе: вот нажата кнопка на пульте, и над алюминиевыми контейнерами побежала кранбалка, замерла на секунду, легко подхватила один из них и понесла к двери. Это – первый в мире специали-зированный вагон для контейнерной перевозки почты".

    Теперешний почтовый вагон – это настоящий «почтамт на рельсах». Все здесь предусмотрено для спокойной работы и отдыха: иногда бригада находится в пути две или три недели. Работники вагона принимают заказные письма, продают поч-товые марки, карточки, конверты, бумагу. В почтовые ящики вагона опускают простые письма, как пассажиры поезда, так и жители городов и поселков, где почтовые поезда останавли-ваются. Когда состав отходит от очередной станции, из кладо-вой, куда только что была принята почта, мешки с корреспон-денцией вносят в сортировочный зал, и все члены бригады приступают к разбору, сортировке и подготовке отправлений к предстоящему обмену.

    И, как любой почтамт, железнодорожный вагон имеет свои почтовые штемпеля, штампы, которыми удостоверяется факт доставки корреспонденции. Именно это обстоятельство нашло своих коллекционеров – почитателей. Основным коллекционным материалом «железнодорожной почты» являются почтовые отправления со штемпелями, подтверждающими факт их обработки в почтовых вагонах или в привокзальных почтовых отделениях связи. Ну и конечно почтовые марки, и специальные почтовые штемпеля железнодорожной тематики. А в некоторых странах даже используются специальные почтовые марки.


    Однако, развитие современных средств доставки грузов, сказывается и на судьбе тради-ционных средств доставки почты. Так например, в США развитие автомобильного и авиаци-онного транспорта привели к резкому ослаблению роли железнодорожного транспорта. В ис-тории почтовой службы США существует даже специальный день, когда использовался памятный штамп с изображением вагона с надписью «Железнодорожное почтовое отделение». На штампе надпись «Конец одной эры. Последний день железнодорожной почтовой службы. Нью-Йорк и Вашингтон». И это, не смотря на то, что первая почтовая марка с железнодорожной тематикой появилась именно в США в 1861 году.

    А родина железной дороги Англия – единственная страна, где имеется подземная почтовая железная дорога. Восемь ее станций соединены с основными сборными пунктами Британской почтовой службы. Поезда приводятся в движение и управляются автоматически.

    Но есть несколько стран, где железнодорожная почта очень популярна. Это относится и к XIX веку и к нашим дням. Это Бельгия и Австралия. О бельгийской железнодорожной почте более подробно говорится в главе "Марки посылочные", а вот иллюстрации марки железнодорожной почты Австралии приведены ниже.

    В России Николаевская ж.д. выпускала специальные марки для оплаты различных сборов. К почте эти марки отношение не имеют, однако посмотреть на них будет достаточно интересно. Эти экземпляры когда-то находились в коллекции Фаберже.

    В заключении хочется отметить, что первая памятная марка в мире была выпущена в 1871 в Перу в честь открытия в этой стране первой железнодорожной линии.
    А самой редкой маркой железнодорожной тематики является почтовая марка США, из серии, выпущенной в 1901 году к выставке в Буффало. На марке номиналом 2 цента изображен паровоз. Несколько листов этой марки были отпечатаны с ошибкой «перевернутый центр». Здесь вы можете видеть «нормальный» экземпляр, а изображение марки с ошибкой помещено в главе «Как появляются редкости».




[ Глава 10] [ Оглавление сборника] [ Глава 12]

Issue Date Issue Title Michel Cat.# MNH, Euro Used, Euro


Дирекция и редакционная коллегия Партнерская программа Полезные ссылки Контакты Справка




управление бюджетом

Rating@Mail.ru

Нумизматическая биржевая площадка






Designed and Powered by Medical Information Group © 2005-2012