ИСТОРИЯ ПОЧТЫ И ПОЧТОВОЙ МАРКИ: МИР ФИЛАТЕЛИИ
По материалам
В.А.Новоселова © 2005-2006
публикуется с разрешения автора DN144
МОРСКАЯ ПОЧТА
«Жестяная» почта Тонга»
Среди многих известных способов доставки почты одним из самых курьезных и, тем не менее, насчитывающим
столетнюю историю, мож-но считать транспортировку писем в жестянных керосиновых банках и коробках из-под печенья. Этот вид почтовой пересылки, зародившейся в 1882 году на самом северном из островов архипелага Тонга – Ниуа-фооу,
получил название «жестяной почты» Тонга.
Остров Ниуафооу, расположенный на полпути между Фиджи и Са-моа имеет вулканическое происхождение. Его, в отличие от многих других тихоокеанских островов, не опоясывают коралловые рифы, спо-собные погасить
стремительные удары волн. Природа не позаботилась и о том, чтобы создать здесь мало-мальски подходящую гавань, где мог-ли бы укрыться в непогоду застигнутые бурей корабли. И если уж к острову сто лет назад подплывало судно,
то оно, впрочем, как и теперь, бросало якорь вдали от берега, на который пассажиров доставляли с помощью каноэ.
А вот почта путешествовала по волнам в наглухо запаянных пустых керосиновых канистрах или жестяных банках из-под га-лет. Путешествовала, разумеется, не сама по себе. Милю с лиш-ним, отделявшую берег от борта
судна, письма преодолевали при помощи плавающих почтальонов. Одно десятилетие сменя-лось другим, но способ доставки корреспонденции на Ниуафооу не менялся.
Всем судам предписывалось «раз в месяц, в любую погоду, в дождь или знойную жару, днем и ночью останавливаться, чтобы производить обмен почтой в водонепроницаемых банках».
Нельзя сказать, что местные власти с тех пор не пытались найти более подходящий способ доставки писем. Пробовали даже «забрасывать» корреспонденцию в специальных ракетах! Представьте себе: конец XIX века,
далекий туземный остров и почтовые ракеты [
1].
Тем временем «жестяная почта» совершенствовалась. Сначала ее доставляли на Ниуафооу пловцы-туземцы. Им приходилось плыть более чем полтора километра до ожидавшего корабля, затем проделывать обратный путь.
Это устраивало всех, пока в 1931 году один из смельчаков не стал жертвой акулы. С тех пор корреспонденцию начали перевозить на туземных каноэ.
Предприимчивые европейцы, жившие на острове, основали контору, специализировавшуюся на доставке почты и зарабатывавшую на этом немалые деньги.
Особая роль в истории «жестяной почты» принадлежит двум европейцам, жившим в то время на острове. Имя одного из них – Уолтера Куэнселла упоминается чаще: именно ему пришла в голову идея наклеивать на конверты
специальные красочные виньетки, которые и сделали «жес-тяную почту» известной среди филателистов всего мира.
И еще одно имя – это немецкий бизнесмен В. Квенселл. О масштабах деятельности его фирмы можно судить хотя бы по следующему факту: известны штампы, изготовленные на английском, французском, немецком, датском,
голландском, норвежском, греческом, испанском языках.
Виньетки и штампы на письмах «жестяной почты» подчеркивали необычный способ доставки корреспонденции. Это не ускользнуло от внимания коллекционеров. Из разных стран пошли просьбы направлять в адрес филателистов
письма только «жестяной почтой», что выполнялось аккуратно, но отнюдь не безвозмездно.
В середине тридцатых годов по мере того, как круизные корабли стали делать стоянку у острова Ниуафооу, «жестяная почта» начала завоевывать всемирную известность. Пароходная компания всячески рекламировала
отправку корреспонденции по единственной в своем роде почте. Обставлено все было весьма экзотично: к судну подплывали каноэ, забирали письма и направлялись к острову, а там на конверты наклеивались виньетки. После этого письма
вновь запечатывались в водонепроницаемые контейнеры, где находились до следующего парохода. Нередко проходило полгода, прежде чем корреспонденция доставлялась получателю.
В 1946 году в Тихом океане произошло извер-жение вулкана и лишь спустя шестнадцать лет – после возвращения островитян из связанной с этим стихийным бедствием вынужденной эваку-ации «жестяная почта» возобновилась.
Ставшая уже традиционной доставка коррес-понденции с использованием больших кораблей продолжалась и в 1982 году, когда «жестяная почта» Тонга отмечала свой столетний юбилей. Однако теперь она перестала
быть жестяной в прямом смысле этого слова, т.к. технический про-гресс внес свои коррективы, и в последнее вре-мя отправления стали запечатывать в специаль-ные пластиковые контейнеры. А в год столетия «жестяной почты» власти
приняли решение по-ложить конец ее деятельности в связи с завер-шением строительства аэропорта на Ниуафооу.
К юбилею почтовое ведомство Тонга [
2] выпустило серию из четырех марок, два миниатюрных блока, а также специальную почтовую карточку. На трех марках и одном из блоков запечатлена сцена обмена «жестяной почты». На четвертой марке – карта острова Ниуафооу, взятая
из книги Рэмси «Остров жестяных банок». На втором блоке – факсимильное изображение конверта 30-х годов, прошедшего « жестяную почту».
Примечания автора:
[
1] Несколько подробнее об этом эпизоде рассказано в главе «Ракетная почта».
[
2] В 1983 правительство королевства Тонга дало разрешение на выпуск знаков почтовой оплаты специально для острова Ниуафооу.
В составе раздела рассматриваются:
|