Аукцион Магазин почтовых марок Обменный пункт WMT Каталоги Stamp Открытый форум

Postage Stamp & Postal History
ISSUE YEAR: 2005
ISSUE COUNTRY: RUSSIA
ISSUE TYPE: GENERAL & STANDARD


     ИСТОРИЯ ПОЧТЫ И ПОЧТОВОЙ МАРКИ: МИР ФИЛАТЕЛИИ

     По материалам В.А.Новоселова © 2005-2006
     публикуется с разрешения автора DN144



      ПОЧТЫ РАЗНЫЕ НУЖНЫ, МАРКИ РАЗНЫЕ ВАЖНЫ

• Газетные марки   • Почтово-благотворительные марки
• Марки для заказной корреспонденции • Служебные марки
• Спешная почта • Доплатные марки
• Конная почта «Пони-экспресс» • Пневматическая почта
• Местные марки • Телеграфные и телефонные марки
• Морская почта   • Марки посылочные (пакетные)
• Баллонная почта • Провизории
• Голубиная почта • Гербовые и почтово-гербовые марки
• Авиапочта • Штрейкбрехерские марки
• Дирижабельная почта • Марки – деньги
• Орудийная и ракетная почта • Безноминальные марки
• Железнодорожная почта • Марки печатающих автоматов
• Космическая почта • Новые виды почтовых марок
• Фантастические выпуски



    Почтово-благотворительные марки
    Почтово-благотворительными называются знаки почтовой оплаты, в стоимость которых помимо почтового номинала входит и наценка для благотворительных нужд. Обычно на марке указывается два номинала: почтовый плюс благотворительный. К этой категории относятся марки Красного креста, военной помощи и других многочисленных выпусков.
    Благодаря этим дополнительным сборам удается собрать значитель-ные суммы, позволяющие государству оказывать материальную помощь определенной категории лиц или осуществлять финансирование каких-либо мероприятий, требующих солидных денежных средств.

    Впервые подобные марки, названные впоследствии «госпитальными», выпущены в двух бывших британских колониях Виктории и Новом Юж-ном Уэльсе (Австралия) в 1897 году. Средства от доплаты предназна-чались для фонда строительства больниц.
    Это были две юбилейные серии к 60-летию коронации английской королевы Виктории. В каж-дой из них по две крупноформатные марки номиналами – 1 и 2 1/2 пенса. Но продавались они по двенадцатикратной цене (вместо пенса за шиллинг, английская монетная система предусмат-ривала соотношение 1 шиллинг = 12 пенсов).


    Разница в стоимости марок Виктории предназначалась на ор-ганизацию больницы для бедных, а в Новом Южном Уэльсе – на строительство специальной больницы для лечения больных ту-беркулезом.
    На марках Виктории упоминаний о благотворительном харак-тере выпуска не было, напечатан лишь почтовый номинал, а продажная стоимость (12-кратная) не обозначалась. На эмис-сиях же Нового Южного Уэльса имеются особый текст, стои-мость почтового сбора и продажная цена.


    Спустя три года, в 1900 году в Виктории было издано еще две почтово-благотворительные марки. Их выпуск был связан с англо-бурской войной 1899–1902 годов. Эти выпуски также прода-вались по двенадцатикратной цене, а разница направлялась в фонд помощи пострадавшим от военных действий.

Victoria, 1897 Victoria, 1900

    Следует сказать, что коллекционеры очень не любят марки с наценкой. Впервые компания осуждения таких марок поднялась сразу же после выпуска «госпитальных» марок. Была даже организована попытка бойкота этих марок.
    И действительно, повод для возмущения был, так как благотворительная наценка «госпиталь-ных» марок составляла 1100 процентов. Однако, несмотря на все протесты, подобные марки стали появляться все чаще и чаше. Поначалу почтово-благотворительные марки могли использо-ваться лишь для оплаты внутренних отправлений, и только в 1920 году они были разрешены Всемирным Почтовым Союзом ( ВПС) и для международной корреспонденции.

    Определенная популярность этих марок привела в ряде стран к чрезмерному их выпуску и необоснованно высоким суммам сборов на благотворительные цели. Так, в 40-е годы в Бельгии, Люксембурге, Франции количество почтово-благотворительных эмиссий составляло более 50% от общего числа изданных. А бельгийская марка 1945 года, посвященная послевоенному восста-новлению экономики, установила своеобразный рекорд: при почтовом сборе в 1 франк надбавка составила 30 франков.
    Понимая, что такие «поборы» не могут долго продолжаться, и, зная характер коллекционеров, многие почтовые администрации стали выпускать почтово-благотворительные марки уменьшен-ными по сравнению с обычными эмиссиями тиражами.

    Защищая интересы коллекционеров, ФИП вынуждена была принять ряд решений, направлен-ных на ограничение таких изданий. Так, сумма дополнительного сбора на благотворительные цели не должна превышать 50% от номинала. При нарушении этого условия благотворительный выпуск заносится в «черный» список ФИП со всеми вытекающими отсюда последствиями. И поч-товым властям пришлось умереть свои аппетиты.

    К классическим маркам с доплатой определенно относятся ежегодные выпуски Швейцарии «PRO JUVENTUTE» (В пользу молодежи), первый выпуск которых состоялся в 1913 году и «PRO PATRIA» («В пользу отечества»).
    Регулярные ежегодные выпуски подобного характера издают в Голландии, Бельгии, Германии и других странах. В настоящее время подобные выпуски стали довольно популярными у коллек-ционеров. Все знают высокий уровень спортсменов Германии. На соревнованиях любого уровня они всегда добиваются очень высоких успехов. Не исключено, что большой вклад в успехи германского спорта вносит и филателия, регулярно выпускающая почтово-благотворительные выпуски марок «В пользу спорта» («FUR DEN SPORT, OLIMPISCHE SPIELLE»).

    Регулярные выпуски марок по теме «Красный крест» выходят во Франции. Еще одна тема, не вызывающая больших нареканий – это олимпийские выпуски марок с доплатой, которые выпус-кает страна-организатор Олимпийских игр.

    В 1914 году в России были выпущены поч-товые марки с надбавкой к их номинальной стоимости, предназначенной «В пользу вои-нов и их семей». О выпуске благотворитель-ных марок ходатайствовало женское патрио-тическое общество России и Скобелевский комитет.
    После выпуска марок с доплатой в России была проведена беспрецедентная рекламная акция. Во всех местах, где продавались марки, было вывешено объявление: «Почтовые пат-риотические марки Императорского женского патриотического  общества в пользу сирот продаются здесь. Патриотические почтовые марки достоинством 1,3,7 и 10 коп принима-ются для оплаты всякого рода корреспонденции (простой, заказной, бандеролей и проч.) наравне с  обыкновенными почтовыми марками. Патриотические марки продаются с надбавкою только одной копейки на каждую марку. Чистый доход вырученный, от сей надбавки, поступает в пользу сирот воинов».
    Следует отметить, что марка номиналом 7 копеек в продажу не поступила. Дело в том, что в этот момент сменились почтовые тарифы. Почтовый тариф на простое иногороднее письмо был повышен с 7 до 10 копеек. Эти марки впоследствии были проданы филателистам, а в гашеном виде они не встречаются.

    В 1920–1921 год небывалая засуха поразила многие районы России. Жестокий неурожай при-нес голод в страну. Требовались значительные денежные средства для закупки продовольствия.
    16 августа 1921 года в газете «Известия» было опубликовано письмо одного московского филателиста: «Будучи уже много лет коллекционером иностранных и русских почтовых марок, позволю себе предложить меру, могущую дать значительные суммы для оказания помощи голо-дающим, а именно: выпустить в продажу с повышенной ценой особые почтовые марки».
    Предложение было принято, и в конце 1921 года вышла серия марок из четырех марок «Помощь голодающим». Все марки имели продажную цену 2250 рублей, из которых 2000 рублей шли в фонд Помгола (комитет помощи голодающим). Вслед за этой серией в 1922-1923 годах вышли еще несколько серий с доплатой.


    Первый выпуск российских марок «В помощь голодающим» [ 1] интересен еще и с техничес-кой стороны.
    Фабрика Гознака изготовила марки четырех цветов. Впервые был применен нетрадиционный полиграфический прием совмещения, т.е. марки первого выпуска «Помгола» печатали вместе со стандартными марками в следующих сочетаниях: синие со стандартными марками номиналом 250 рублей, зеленые – с марками номиналом 300 руб-лей, коричневые – с марками номиналом 200 руб-лей и красные – с марками номиналом в 1000 рублей. Причем на каждом листе помещалось по 100 экземпляров стандартной марки и только 8 экземпляров марки «В помощь голодающим».

    После печати рабочие типографии отделяли марки «Помгола» от марок стандартного выпуска и в таком виде они поступали в продажу.
    Таким образом, при печати благотворительных марок свою посильную помощь внесли и рабочие Гознака. Тираж был напечатан на полях стан-дартного выпуска и без дополнительной оплаты труда печатников.
    На выставке «СССР–Франция» в 1975 году посетители могли видеть большую редкость - две неразрезанные вырезки из листов в коллекции французского филателиста М.Липшюца.

    После 1923 года Советский Союз не издавал почтово-благот-ворительные марки до момента выхода первой предолимпий-ской серии, посвященной Олимпиаде-80. Зато многочисленные олимпийские выпуски марок с наценкой значительно облегчили карманы филателистов. Чего стоят только 30 марок серий «Зо-лотое кольцо» с номиналами 1 рубль + 50 копеек. По ценам 1980 года это были достаточно солидные деньги.

    При всеобщем увлечении почтовых ведомств различных стран выпуском марок с доплатой следует сказать, что есть страны, которые практически никогда не выпускают подобные марки.

    Впервые почтово-благотворительной выпуск Англии состоялся в 1975 году. Была выпущена одна единственная марка со скромной доплатой в фонд инвалидов (4.5+0.5 пенса). Результат - было продано всего 7 миллионов экземпляров, что значительно меньше обычных продаж. Так англичане отбили попытки властей заняться принудительной благотворительностью.

    Под напором правительства, которому как всегда нужны деньги, недавно сдалась и почта США. В 1998 году, конгресс США поручил почтовой администрации издавать памятную марку с наценкой на благотворительные цели.
    Представитель почты заявил, что решение ошибочно, так как опыт других стран показал - подобные действия ведут не к росту поступ-лений, а к их снижению. И все же марка была издана (при тарифе First-Class 32 цента, марка продавалась по цене 40 центов). Результат - более 20 млн. долларов удалось собрать на исследование в области рака груди (марка издана тиражом 417 миллионов экземпляров).
    Что же будет дальше? Удачный опыт может спровоцировать поч-товое ведомство на следующие попытки. И тогда репутация страны, которая решает свои проблемы без принудительной помощи населе-ния, будет безвозвратно утеряна [ 2].


    Это опасение разделяют и американские коллекционеры. Они добились в 2001 году принятия специального закона, который разрешает почтовому ведом-ству США в период с 2001 по 2010 год выпускать только одну марку с надбавкой к номиналу - один раз в два года.

    И вот первая марка из этого списка. Она посвящена драматическим событиям в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Марка продается по цене 45 центов (34 цента тариф First-Class), а весь дополнительный сбор пойдет в фонд пострадавших от исламского терроризма.



  Примечания автора:

  [ 1] Декабрь 1921 года.
  [ 2] Следует отметить, что последние годы эмиссионная политика США претерпела огромные изменения и стала очень напоминать политику развивающихся стран, которые контролируются межправительственной филателистической корпорацией ( МПФК).


[ Глава 10] [ Оглавление сборника] [ Глава 12]

Issue Date Issue Title Michel Cat.# MNH, Euro Used, Euro


Дирекция и редакционная коллегия Партнерская программа Полезные ссылки Контакты Справка




управление бюджетом

Rating@Mail.ru

Нумизматическая биржевая площадка






Designed and Powered by Medical Information Group © 2005-2012