ИСТОРИЯ ПОЧТЫ И ПОЧТОВОЙ МАРКИ: МИР ФИЛАТЕЛИИ
По материалам
В.А.Новоселова © 2005-2006
публикуется с разрешения автора DN144
Пневматическая почта
Создание пневматической почты тоже связано с именем Роуланда Хилла. Именно он смодели-ровал систему подземных пневматических труб для ускорения пересылки письменных сообщений.
Практически идея Р.Хилла была осуществлена в 1854 году, когда в Лондоне была запущена первая линия, длиной примерно 200 метров, для пересылки телеграмм от здания фондовой бир-жи в зал главного телеграфа.
В 1862 году была пущена еще одна линия пневмопочты между лон-донским вокзалом Истон и почтамтом Кемпден. Эти линии работали не очень надежно, часто ломались и были вскоре закрыты. Однако пневматическая почта Лондона продолжала
разви-ваться. По новому проекту инженера Джонсона были построены несколько новых линий, эксплу-атация которых показала превосходные результаты. Для примера, шар с почтой расстояние 1000 футов (примерно 300 метров) преодолевал за
11 секунд.
В 1892 году в США (Филадельфия) по проекту Батчелера построили первую линию пневмопоч-ты между зданиями биржи и главного почтамта.
На доставку каждого вагончика из главного почтамта на биржу – расстояние 0.5 английской мили – затрачивалась 1 минута, а на обратный путь – б5 секунд.
Другое такое же сооружение в Филадельфии соединяло главный почтамт со станцией Пен-сильванской железной дороги. Здесь расстояние в 1 милю преодолевалось за 1 мин. 25 секунд.
Первенец пневмопочты США оказался настолько успешным, что вскоре такие же устройства появились в Бостоне и в Нью-Йорке. В трубах посредством сжатого воздуха передвигались ва-гончики или капсулы с письмами, беспрерывно
в течение целого дня. Трубы диаметром 8 дюймов подведены к столам для штемпелевания и сортировки писем. Вагончики, имевшие 24 дюйма длины и вмещавшие в себе по 600 писем, состоят из тонких, закрывающихся стальных капсул, которые
для герметического заполнения в трубе покрывались кольцом из особо приготовленной хлопчатой бумаги.
Широко разветвленная сеть пневмопочты, построенная в Нью-Йорке, соединяла главный поч-тамт и почтовые отделения. Протяженность наибольшего участка составляла 5600 метров, кото-рые почта проходила за 7 минут.
Ежедневно по трубам пересылали до 3 тонн корреспонденции.
Пневмопочта успешно развивалась и в других странах. В журнале «Uuion Postale» в 1916 году были приведены статистические данные о пневмопочте всего мира. Протяженность труб пнев-мопочты составляла около 1000
километров, из них свыше 400 километров приходилось на пневмопочту Франции. Поэтому именно во Франции выпущено довольно много цельных вещей для пневмопочты. Обратите внимание, что развитая сеть пневмопочты Парижа привела к тому,
что были выпущены даже карточки с оплаченным ответом.
В России пневматическая почта была смонтирована на некоторых почтамтах Москвы и Санкт-Петербурга. Однако она применяется только для перемещения корреспонденции только внутри почтамта.
Большей своей части пневмопочта предназначается только для служебных целей. Однако в Италии, где сети пневмопочты смонтированы в 5 крупных городах, в 1913 году были выпущены специальные почтовые марки для пневмопочты.
Издавались они и позднее вплоть до 1966 года.
Известны также специальные секретки и карточки пневмопочты Австрии и Германии конца XIX века. В Германии первая линия пневмопочты открылась в 1865 году (Берлин). Уже в 1875 году существовала целая сеть пневмопочты,
соединявшая 15 почтовых отделений, находившихся в разных концах города. Самый длинный участок протяженностью 12 километров контейнеры с почтой преодолевали за 35 минут.
|