Аукцион Магазин почтовых марок Обменный пункт WMT Каталоги Stamp Открытый форум

Postage Stamp & Postal History
ISSUE YEAR: 2005
ISSUE COUNTRY: RUSSIA
ISSUE TYPE: GENERAL & STANDARD


     ИСТОРИЯ ПОЧТЫ И ПОЧТОВОЙ МАРКИ: МИР ФИЛАТЕЛИИ

     По материалам В.А.Новоселова © 2005-2006
     публикуется с разрешения автора DN144



      ПОЧТЫ РАЗНЫЕ НУЖНЫ, МАРКИ РАЗНЫЕ ВАЖНЫ

• Газетные марки   • Почтово-благотворительные марки
• Марки для заказной корреспонденции • Служебные марки
• Спешная почта • Доплатные марки
• Конная почта «Пони-экспресс» • Пневматическая почта
• Местные марки • Телеграфные и телефонные марки
• Морская почта   • Марки посылочные (пакетные)
• Баллонная почта • Провизории
• Голубиная почта • Гербовые и почтово-гербовые марки
• Авиапочта • Штрейкбрехерские марки
• Дирижабельная почта • Марки – деньги
• Орудийная и ракетная почта • Безноминальные марки
• Железнодорожная почта • Марки печатающих автоматов
• Космическая почта • Новые виды почтовых марок
• Фантастические выпуски



     Дирижабельная почта
    Когда 13 ноября 1899 года французский воздухоплаватель А.Сантос–Дюмон на своем аппарате, похожем на огромную толстую колбасу, облетел со скоростью чуть более 20 километ-ров в час Эйфелеву башню, это посчитали очередным чуда-чеством пилота. Кто бы мог подумать, что этот полет ознаме-новал появление нового транспортного средства. Однако позднее дирижабль, в течении нескольких десятилетий, стал одним из самых передовых транспортных средств.


    Среди марок воздушной почты коллекционеры выделяют марки дирижабельной почты. История дирижаблей связана с именем их немецкого конструктора графа Фердинанда Цеппелина. В дальней-шем по имени конструктора были названы и сами воздухоплава-тельные аппараты.
    Первый пробный полет дирижабля конструкции Ф.Цеппелина, или просто цеппелина, состоялся в 1900 году. В 1909 году германским обществом воздухоплавания «Делаг» были осуществлены достаточно регулярные рейсы цеппелинов, которые доставляли и почту. Все это привело к выпуску специальных полуофициальных марок, почтовых карточек и штемпелей.

    После первой мировой войны строительством дирижаблей занялись и другие страны (Англия, Италия, СССР, США, Франция). Возможно, причиной развития дирижаблестроения в этих странах послужило то обстоятельство, что Германия, потерпев поражение в первой миро-вой войне, вынуждена была расплачиваться с победителями. В ка-честве оплаты использовался и парк дирижаблей Германии.

    Первый трансатлантический полет известного немецкого дирижаб-ля ZR-3 (бортовой номер LZ-126) состоялся в 1924 году.
    10 октября ZR-3 поднялся с Боденского озера, находящегося около немецкого города Фридрихсхасена, совершил полет над Северной Атлантикой, и приземлился 15 октября в американском городе Лейкхерст. На борту ZR-3 нахо-дилась почта, на которой ставился почтовый штемпель воздушной почты и сопроводительный штемпель цеппелина.



    В октябре 1928 года по этой же трассе совершил свой первый тренировочный полет самый известный из дирижаблей «Граф Цеппелин» с бортовым номером LZ-127.
    «Граф Цеппелин» был крупнейшим дирижаблем, построен-ным в Германии. Его габариты и технические возможности поражают даже в наше время. Длина около 250 метров, высо-та более 30 метров, объем 105 тысяч кубических метров, мощность моторов 3600 лошадиных сил, грузоподъемность 23 тонны, крейсерская скорость 125 километров в час.

    Первые официальные марки цеппелинной почты были выпущены в Германии в 1928 году по случаю первого полета дирижабля «Граф Цеппелин» из Германии в США. В дальнейшем на этих марках неоднократно делались надпечатки к другим полетам. Сегодня эти марки достаточно большая редкость.

    В 1929 году дирижабль «Граф Цеппелин» осуществил кругосветный полет с тремя промежу-точными  посадками.
    За 20 суток LZ-127 преодолел более 34 тысяч километров со средней скоростью 115 ки-лометров в час. Основной целью полета было конечно пропаганда воздухоплавания, ну а попутно делались метеорологические наблюдения. Подготовка к полету велась уже давно, но для его осуществления требовались значительные денежные средства.

    Получив отказ правительства Германии от финансирования полета, руководитель полета принял предложение американской газеты, которая выделяла значительную сумму за право вести регулярные репортажи с борта «Графа Цеппелина». Кроме этого, подобные предложения поступили от редакций нескольких европейских газет. Часть средств было собрано и с помощью филателистов, пожелавших отправить свою почту на борту дирижабля.
    Были выпущены специальные открытки, вся прибыль от продажи которых шла на финан-сирование полета. Недостающая часть суммы принесли средства пассажиров, пожелавших со-вершить это увлекательное путешествие. Кстати, очень большая часть пути «Графа Цеппелина» проходила по территории Советского Союза. И вот 15 августа 1929 года дирижабль поднялся в воздух. Преодолев 11247 километров «Граф Цеппелин» 19 августа прибыл в Токио, где состо-ялась первая запланированная посадка.

    Вылетев из Токио, LZ-127 попал в сильный ту-ман и почти двое суток полет продолжался в очень сложных погодных условиях. Однако все закончилось удачно и через некоторое время дирижабль, преодолев второй участок пути дли-ной 9653 км, совершил посадку в Лос-Анжелосе.
    После официальных мероприятий начался са-мый короткий перелет по территории США (4822 км). И наконец, последний этап полета Лейк-херст – Фридрихсхафен (29 августа – 4 сентября 1929 года) завершил кругосветный полет протя-женностью 34200 километров.

С 18 мая по 6 июня 1930 года
«Граф Цеппелин» совершил круговой перелет по странам Южной Америки
Почта США ставила на конверты сопроводительный штемпель, на котором хорошо виден маршрут перелета

    В 1931 году «Граф Цеппелин» начал регулярные рейсы в Южную Америку. А начиная с 1936 года, часть регулярных рейсов в Южную и Северную Америку была возложена на дирижабль с бортовым номером LX-129 «Гинденбург».

    В том же 1930 году состоялся специальный полет LZ-127 в Москву. 10 сентября 1930 года «Граф Цеппелин» пришвартовался на московском аэродроме. На его борту по официальным данным было 4554 почтовые карточки и 9059 писем. Для оплаты почтовой корреспонденции, перевозимой LZ-127, в Советском Союзе выпустили две специальные марки. Номиналы марок 40 и 80 копеек соответствовали специальному тарифу, принятому только для оплаты корреспон-денции дирижабля: 40 копеек – для почтовой карточки, 80 копеек для письма.

    В 1931 году состоялся, наверное, самый известный полет LZ-127 на Северный полюс. В этом году, зная о предполагаемом плавании ледокола «Малыгин» на Землю Франца-Иосифа, руко-водство полетов дирижабля обратились к властям Советского Союза с предложением о сов-местной акции. Предложение было принято, и началась подготовка. В Германии и Советском Союзе вышли специальные почтовые марки, которыми должна была франкироваться почтовая корреспонденция экспедиции «Малыгин» - «Граф Цеппелин».
    18 июля 1931 года из Архангельска ледокол «Малыгин» отправился в плавание. На борту ледокола находились иностранные туристы и группа ученых во главе с известным полярником профессором В.Ю.Визе. 24 июля 1931 года в полет отправился и «Граф Цеппелин», на борту которого находилось 46 человек. Научным руководителем полета был профессор Р.Самойлович, входил в команду и радист Эрнст Кренкель. На дирижабле оборудовали почтовое отделение для обслуживания пассажиров и экипажа. Была оборудована специальная «почтовая» каюта и на «Малыгине».

    25 июля «Граф Цеппелин» прибыл в Ленинград, на почтамте которого было организовано специальное гашение. Погашенная корреспонденция поступила на борт дирижабля, и вечером 27 июля LZ-127 уже пошел на посадку для встречи с «Малыгиным». После посадки дирижабля, в моторную лодку погрузили почту, и она отправилась к гондоле LZ-127. В качестве почтальонов участ-вовали несколько очень знаменитых людей: Нобиле, Папанин и американский пилот Элсворт. Обменявшись почтой «Граф Цеппе-лин» быстро поднялся и направился дальше.

    По официальным данным с дирижабля на ледокол доставлено 300 килограммов почты, а с «Малыгина» на «Граф Цеппелин» - 120 килограммов. Следует отметить, что большая часть кор-респонденции, отправленная из Ленинграда на дирижабле на ледокол «Малыгин» адресована профессору В.Ю Визе, известному филателисту того времени.

    Интересна и история этих отправлений.
    К экспедиции готовили специальную серию почтовых марок. Но из-за нехватки времени, марки не успели отперфорировать и на подготовленные почтовые отправления были спешно наклеены беззубцовые марки, проставлены изготовленные штампы с адресом профессора В.Ю.Визе, и эта продукция поступила на борт «Графа Цеппелина» [ 1].
    После поступления почты на борт «Малыгина» эти почтовые отправления были дооформлены. Небольшая часть их была предоставлена в качестве сувениров пассажирам ледокола, ну а боль-шая часть вернулось организатору (СФА) и достаточно длительное время продавалась в филате-листических магазинах [ 2].

    В 1933 году начались регулярные полеты LZ-127 в США. Почта из Европы франкировалась специальными «цеппелин-ными» марками, а обратная почта специальной «цеппелин-ной» маркой США номиналом 50 центов выпуска 1933 года.
    Следует сказать, что впервые почта США выпустила «цеп-пелинную» серию, состоявшую из трех марок еще в 1930 году. «Цеппелинные» марки США в настоящее время очень редки.

    В Советском Союзе первый дирижабль был построен в 1923 году. Позднее была создана специальная организация «Дерижабльстрой» которая в 1927 – 1937 годах построила и сдала в эксплуатацию несколько крупных дирижаблей «СССР-В-1» - «СССР–В-6».


    В 1937 году советский дирижабль «СССР-В-6» установил мировой рекорд продолжительности полета. Он провел в полете 130 часов 27 минут. Официальная доставка почты на дирижаблях Советского Союза произведена только в 1932 году во время первого полета дирижабля «УК-1» имени 1-го Мая.

    Однако начавшиеся катастрофы дирижаблей серьезно подорвали веру о надежном транспортном средстве. 6 мая 1937 года потерпел катастрофу «Гинденбург». Погибли в катастрофах американские ди-рижабли «Шенандок», «Акрон» и «Мэкон», французский «Диксмюде» и английский «Р-101». Пока разбирались с причинами этих катастроф, прогресс авиации практически завершил эру дирижаблей. Но имя графа Фердинанда Цепеллина навсегда осталось записанной в исто-рию филателии.


  Примечания автора:

  [ 1] Серия с перфорацией вышла только 25 июля, в день прибытия «Цеппелина» в Ленинград. Поэтому, именно франкировка зубцовыми марками, представляет большую редкость.
  [ 2] Тираж почтовых отправлений с «малыгинскими» марками был более 3 тысяч экземпляров.


[ Глава 10] [ Оглавление сборника] [ Глава 12]

Issue Date Issue Title Michel Cat.# MNH, Euro Used, Euro


Дирекция и редакционная коллегия Партнерская программа Полезные ссылки Контакты Справка




управление бюджетом

Rating@Mail.ru

Нумизматическая биржевая площадка






Designed and Powered by Medical Information Group © 2005-2012