ИСТОРИЯ ПОЧТЫ И ПОЧТОВОЙ МАРКИ: МИР ФИЛАТЕЛИИ
По материалам
В.А.Новоселова © 2005-2006
публикуется с разрешения автора DN144
МОРСКАЯ ПОЧТА
Подводная почта
В 1916 году Германия, потерпев ряд поражений в сухопутных сра-жениях, сделала ставку на неограниченную войну против Великобри-тании. Немецкие военные круги видели в Англии главного врага.
Подводные лодки немцев топили корабли и транспорты противника в океане, прорывались к его портам. Англичане ответили морской бло-кадой. Почтовая связь Германии с заморскими странами и колониями была
нарушена. Но она была крайне необходима не только для частных лиц, но и для государства. Переписку с Соединенными Штатами Амери-ки вели торговые и промышленные фирмы и концерны. Связь должна была быть налажена. И тогда военное
ведомство предоставило для нужд почты две подводные лодки – «Дейчланд» и «Бремен», которые переоборудовали для перевозки почты.
На них в виде опыта главное почтовое управление Германии ввело и пересылку простых писем и почтовых карточек. Корреспонденцию можно было отправлять в США и далее в другие ней-тральные страны (Мексику, Китай
и т. д.).
Такие отправления должны были иметь на лицевой стороне надпись «Tauchbootbref» («Письмо с погружающейся лодкой») и оплачиваться сверх обычного тарифа. Для оплаты этого «под-водного» тарифа были выпущены
специальные марки. Их номинал включал общую сумму почто-вого тарифа и страхового сбора. В центре марки было изображение маяка и парусного судна, в верхней части и внизу были размещены надписи «Wertbref - Beforderung» («Доставка
ценных писем»), «Deutschland - America» («Германия – Америка») и цифры номинала. В четырёх углах, образованных рамкой и круглой центральной частью марки, дата «1916 г.». При повторном выпуске марок надпись «Доставка ценных
писем Германия – Америка» была заменена декора-тивными линиями.
Имя и адрес отправителя следовало обозначать и на самих письмах, посылаемых за рубеж, и на конвертах, в которые они вкладывались. Конверты не опускались в почтовый ящик, а подавались или в почтовое отделение
или сельскому почтальону. День отправления писем подводными лодками, естественно, не был определен. Отправителям приходилось считаться с возможностью небыстрой доставки. Это и понятно, путь предстоял и длинный и опасный – сквозь
морскую блокаду, мимо кораблей противника, день и ночь подкарауливавших немецкие подлодки.
Рейс подводной лодки «Дейчланд» оказался удачным. Она прошла через Северное и Нор-вежское моря, пересекла Атлантический океан, преодолев более 8 тысяч миль, и 10 июля 1916 года прибыла в американский
порт Балтимор. В порту с подводной лодки была выгружена почта. Экипаж принял на борт новый почтовый груз и после отдыха отправился в обратный путь.
В конце 1916 года «Дейчланд» еще раз прорвалась сквозь блокаду и прибыла с почтой в Америку. Иной оказалась судьба подводной лодки «Бремен». Она тоже отправилась с почтовым грузом к берегам Америки, но недалеко
от немецких берегов была перехвачена английскими ко-раблями и потоплена.
Все интересное бывает очень недолгим. 3 февраля 1917 года Соединённые Штаты Америки порвали дипломатические отношения с Германией. И «подводная почта», едва родившись, закончила своё существование. Но двадцать
лет спустя [
1], почта опять вернулась к столь не-обычному способу доставки корреспонденции.
Испания 1938 год. Уже три года шла кровопролитная война на испанской земле. Франкистские мятежники при поддержке нацистской Германии и фашистской Италии теснили республиканские войска. Пал Мадрид. Была прервана
связь по суше между юго-восточными провинциями и, в том числе с Каталонией. Фашисты вышли к Средиземному морю. Вот тогда-то правительство Испан-ской республики решило использовать имевшиеся в его распоряжении подводные лодки
для связи между Валенсией и Барселоной.
11 августа 1938 года были выпущены специальные почтовые марки с надписью «CORREO SUBMARINO» («Почта на подводных лодках»). Было выполнено несколько рейсов [
2], но вскоре в результате продвижения франкистских войск и отхода республиканцев, доставка почты подвод-ными лодками прекратилась. Других попыток история филателии не знает. А сохранившиеся письма с марками «подводной» почты
вызывают огромный интерес посетителей крупнейших филателистических выставок.
А вот еще интересная история времен франко-прусской войны 1870-71 годов, которая пода-рила коллекционерам массу интересных способов доставки писем (баллонная и голубиная почты). Изобретательные парижане
придумали и осуществили на практике еще один необычный вид доставки почты. Ее трудно назвать иначе, как подводной.
Известность данного вида доставки почты на-чалась в год 100-летия начала войны.
В 1970 году Французская почтой был объявлен срочный розыск 540 адресатов, проживавшим в Париже в период франко прусской войны 1870–1871 годов, чтобы вручить им письма, отправ-ленные в январе 1871 года
и, по не зависящим от почты обстоятельствам, не доставленные по указанным адресам.
Письма были выловлены в августе 1968 года в устье реки Сены. Они находились в цинковых ко-робках, известных во Франции под названием «Муленские шары». Так назывался в период франко-прусской войны оригинальный
способ до-ставки писем в осажденный пруссаками и отрезанный от остальной Франции Париж. Письма в цинковых коробках с небольшими лопастями бросались в Сену, выше Парижа под Фонтенбло. Коробки уходили под воду и увлекаемые течением
плыли по Сене в Париж, где их вылавливали специальными железными сетками.
Таким образом, под самым носом у ничего не подозревавших пруссаков осуществлялась поч-товая связь между Францией и осажденным Парижем. Тогдашняя почтовая служба рекомен-довала французам делать на письмах,
отправляемых в Париж, специальную пометку: «Париж через Мулен».
Парижский журнал «Филателия» опубликовал списки парижан, не получивших писем, которые были отправлены в «Муленских шарах». Французские филателисты были весьма взбудоражены. Газета «Франс суар» пишет, что
«загробная почта» представляет собой настоящий «филателис-тический клад». Еще один «Муленский шар» был выловлен в 1982 году.
Примечания автора:
[
1] Как в романах А.Дюма.
[
2] Республиканской подводной лодкой С-1 командовал Иван Александрович Бурмистров, лодкой С-6 Николай Павлович Египко. За успешные действия командиры этих лодок были удостоены звания Героев Советского Союза.
В составе раздела рассматриваются:
|