Аукцион Магазин почтовых марок Обменный пункт WMT Каталоги Stamp Открытый форум

Postage Stamp & Postal History
ISSUE YEAR: 2005
ISSUE COUNTRY: RUSSIA
ISSUE TYPE: GENERAL & STANDARD


     ИСТОРИЯ ПОЧТЫ И ПОЧТОВОЙ МАРКИ: МИР ФИЛАТЕЛИИ

     По материалам В.А.Новоселова © 2005-2006
     публикуется с разрешения автора DN144



      ПОЧТЫ РАЗНЫЕ НУЖНЫ, МАРКИ РАЗНЫЕ ВАЖНЫ

• Газетные марки   • Почтово-благотворительные марки
• Марки для заказной корреспонденции • Служебные марки
• Спешная почта • Доплатные марки
• Конная почта «Пони-экспресс» • Пневматическая почта
• Местные марки • Телеграфные и телефонные марки
• Морская почта   • Марки посылочные (пакетные)
• Баллонная почта • Провизории
• Голубиная почта • Гербовые и почтово-гербовые марки
• Авиапочта • Штрейкбрехерские марки
• Дирижабельная почта • Марки – деньги
• Орудийная и ракетная почта • Безноминальные марки
• Железнодорожная почта • Марки печатающих автоматов
• Космическая почта • Новые виды почтовых марок
• Фантастические выпуски



    МЕСТНЫЕ МАРКИ

    Частная почта
    Марки, выпускаемые частными почтами - особая область филателии. В настоящее время подоб-ные почты работают в Голландии, Англии, США и многих других странах. Частная почта – это обычно местная почта, действие которой распространяется на определенной местности. В прин-ципе мы уже неоднократно встречались с марками, выпущенными частными почтами. Но погово-рим о ней еще немного.

    В Океании есть небольшое островное государство Вануату (до 1980 года оно называлось Новые Гебриды), в состав кото-рого входит более чем 80 небольших островов.
    Крупная частная Австралазийская Ново-Гебридская компания, которая фактически олицетворяла всю экономику Новых Гебрид в конце XIX века вынуждена была организовывать собственную регулярную почту. Без почты вести успешную хозяйственную деятельность на десятках островов было просто невозможно.
    Так возник в истории филателии еще один интересный вид почты - межостровная почта. С 1897 по 1908 год эта компания выпускала и собственные почтовые марки. За этот период ком-пания "The Australasion New Hebrides company" выпустила 6 почтовых марок.

    Ну а в XX веке существует масса попыток организации частных почтовых компаний. Рассмот-рим лишь несколько характерных примеров, о которых не будем касаться в других главах.



    Едва началась Гражданская война, как трудностями, выпавшими на долю России, не преминули воспользоваться предприим-чивые люди. На территории Советской рес-публики, как грибы, возникали то тут, то там десятки мелких частных почтовых кон-тор и агентств по пересылке и доставке корреспонденции. Более того, были выпу-щены даже специальные почтовые марки для частных агентств.

    Частные почтовые агентства принесли немалый ущерб государству. В результате их деятель-ности уменьшалась доходность почты, подрывалась государственная монополия на организацию в стране почтово-телеграфных сообщений. Для борьбы с этим было выпущено специальное постановление Коллегии Наркомата почт и телеграфов РСФСР об усилении уголовной ответ-ственности за частную перевозку корреспонденции.
    Но  следует отметить, что наряду с силовым методом, почтовое ведомство РСФСР включила и экономические рычаги - снижение собственных почтовых тарифов (с 15 сентября 1918 года). Сочетание этих мер позволило удержать прочную государственную монополию для услуг связи - к осени 1918 года частным почтовым конторам пришел конец, и все управление почтовым делом в республике сосредоточилось в руках государства.

    Раньше частная почта была просто дополнением государственной. Однако в последнее время этот термин все более размывается [ 1]. Дело в том, что в некоторых странах, решили покончить с государственной почтовой монополией. В одних странах передали свою почтовую службу в частное владение (Аргентина), в других разбили ее на несколько частных компаний (Новая Зеландия), либо передали контрольный пакет почтовой службы в частные руки (Голландия), либо просто разрешили организовывать частную почту (Англия, США, Австралия и многие другие страны).
    Вот несколько фактов из жизни частных почт только последних лет. Следует отметить, что частные почты изобретают массу интересных вещей для привлечения к себе внимания и клиентов.

    После того, как контрольный пакет королевской почты Ни-дерландов перешел в частные руки (1995), почтовое ведомство этой страны преподносит филателистам сюрприз за сюрпризом.

    В Голландии в 1997 году большим успехом пользовались но-вые марки, выпущенные ко дню святого Валентина – покрови-теля влюбленных. На марках изображено сердце – традицион-ный символ Дня святого Валентина. Видимая непритязатель-ность сюжета таит один секрет: стоит соскоблить с марки се-ренькое сердечко, как изумленному взору представится скрытый под ним нежный любовный текст.


    1 сентября 1998 года почта Голландии передала право «из-готовления» марок своим клиентам. Была выпущена карточка с 10 марками и 20 виньетками. Марки представляют собой рамку с текстом «Почтовая марка» и номиналом. Клиент сам выбирает понравившуюся ему виньетку и вклеивает ее в указанную рам-ку. Полученный таким образом знак почтовой оплаты использу-ется по назначению. Марки и виньетки самоклеящиеся без зубцов. Представляете, сколько различных вариантов можно изготовить, причем, совершенно легально? Это вам не ловля микроскопических разновидностей.

    В 1997 году впервые за свою историю перешла в частные руки аргентинская почтовая служба. Крупный предприниматель Франциско Макри, совместно с испанским банком «Банко де Галисиа», выиграл торги на 30-летнюю концессию почты. Новые владельцы не повысили почтовые тарифы и не сокращали персонал, а напротив увеличивают число рабочих мест за счет расширения спектра почтовых услуг. По предварительным итогам первого года, аргентинская почтовая служба вполне успешно действует, находясь и в частном владении.

    После распада почтовой службы в Новой Зеландии образовалось несколько компаний, оказывающих почтовые услуги. Одна из них «Киви Мэйл Лтд» 23 ноября 1998 года выпустила собственные самоклеящиеся марки, названные «почтовыми ярлыками» (Postage labels). На них изображена эмблема компании.

    Новозеландскую почту нельзя упрекнуть в отсутствии предприимчивости. К каким только ухищ-рениями она не прибегает, чтобы коллекционеры приобретали новые марки. Так каждая из четырех марок серии, посвященной 100-летию кино, с изображением кадров из известных новозеландских фильмов, снабжена купоном с полем. Если его поскрести, то при определенном везении можно стать счастливым обладателем КПД с этой серией, получить бесплатный билет в кино, выиграть 10 новозеландских долларов или же получить право на бесплатную поездку в Голливуд. Для этого достаточно «наскрести» необходимое количество букв, скрывающихся на некоторых купонах, чтобы составить слово «HOYTS» - имя новозеландской компании, высту-пающей спонсором всей этой затеи. Правда, плодами этой лотереи могут воспользоваться только жители Новой Зеландии.

    Хотя остров Лорд Хау и является частью австралийского шта-та Новый Южный Уэльс, австралийская почта не обслуживает его жителей. В связи с этим в декабре 1998 года здесь была создана самостоятельная служба «Курьерская служба острова Лорд Хау», занимающаяся доставкой корреспонденции. Первая марка компании выпущена 31 декабря 1998 года. Ее номинал 1.8 доллара.

    Локальная частная почта живет и процветает в благопо-лучном шведском городе Хальмстад. Марка, которую вы видите, отпечатана в местной типографии тиражом 100 тысяч экзем-пляров.

    В любом случае, когда речь идет о марках частной почты (локальной или государственной) или о марках локальной почты (частной или государственной), то их не следует путать с марками несуществующих государств, которые являются продуктом фантазии нечистоплотных дельцов.
    Конечно, не следует думать, что частные местные почты возникают только из-за того, что национальная почтовая служба не в состоянии наладить доставку корреспонденции. Такие времена были, но сейчас местные почты возникают, как правило, при активном участии коллек-ционеров и для коллекционеров.

    Вот пример локальной почты НАСА. В принципе ее нельзя назвать частной, все же почта серьезной организации. Ведь организатор ее всемогущее космическое ведомство США. Ведом-ство, которое неоднократно производило гашение в космосе и даже на поверхности Луны. Кто же может поверить, что у этого всемогущего ведомства существуют проблемы с доставкой почты. Что мощное почтовое ведомство США не может справиться с этой проблемой. Что для доставки корреспонденции НАСА уже не хватает компьютеров и факсов и, очень нужна соб-ственная почтовая служба, которая выпускает собственные знаки почтовой оплаты и даже конверты первого дня.

    Все гораздо проще и прозаичнее. Это типичный продукт, выпущенный для коллекционеров. Обладая такой мощью, НАСА конечно нетрудно договориться с почтовым ведомством США о лояльности к этой локальной почте. Тем более, что для самой почты США это ничего не стоит. Как видно из иллюстрации на конверте наклеена и государственная почтовая марка США. Подобных примеров можно привести немало. Посмотрите на эти конверты. Нужно сказать, что выглядят они достаточно хорошо.


  Примечания автора:

  [ 1] Действительно стоит разобрать несколько примеров, и мы окончательно запутаемся. Земские марки – типичные местные марки, но они не относятся к частной почте. Марки острова Ленди – местные марки, относятся к частной почте. Современные марки Аргентины можно отнести к частным почтовым маркам, однако они не являются местными. Примеров можно привести множество. А вывод напрашивается такой – многие современные знаки почтовой оплаты нельзя классифицировать однозначно. Мир почтовых марок более сложен, чем это кажется на первый взгляд.


    Другие выпуски местных марок:



[ Глава 10] [ Оглавление сборника] [ Глава 12]

Issue Date Issue Title Michel Cat.# MNH, Euro Used, Euro


Дирекция и редакционная коллегия Партнерская программа Полезные ссылки Контакты Справка




управление бюджетом

Rating@Mail.ru

Нумизматическая биржевая площадка






Designed and Powered by Medical Information Group © 2005-2012