Аукцион Магазин почтовых марок Обменный пункт WMT Каталоги Stamp Открытый форум

Postage Stamp & Postal History
ISSUE YEAR: 2005
ISSUE COUNTRY: RUSSIA
ISSUE TYPE: GENERAL & STANDARD


     ИСТОРИЯ ПОЧТЫ И ПОЧТОВОЙ МАРКИ: МИР ФИЛАТЕЛИИ

     По материалам В.А.Новоселова © 2005-2006
     публикуется с разрешения автора DN144



      ПОЧТЫ РАЗНЫЕ НУЖНЫ, МАРКИ РАЗНЫЕ ВАЖНЫ

• Газетные марки   • Почтово-благотворительные марки
• Марки для заказной корреспонденции • Служебные марки
• Спешная почта • Доплатные марки
• Конная почта «Пони-экспресс» • Пневматическая почта
• Местные марки • Телеграфные и телефонные марки
• Морская почта   • Марки посылочные (пакетные)
• Баллонная почта • Провизории
• Голубиная почта • Гербовые и почтово-гербовые марки
• Авиапочта • Штрейкбрехерские марки
• Дирижабельная почта • Марки – деньги
• Орудийная и ракетная почта • Безноминальные марки
• Железнодорожная почта • Марки печатающих автоматов
• Космическая почта • Новые виды почтовых марок
• Фантастические выпуски



    МЕСТНЫЕ МАРКИ

    Городская почта
    Казенная почта возникла очень давно, однако любые даты, относящиеся к ней, не могут счи-таться временем рождения современной почты: частным гражданам было запрещено пересылать личную корреспонденцию через королевских курьеров под страхом смертной казни. Вот почему отдельные города, купеческие корпорации и даже университеты заводили свои собственные почтовые службы.
    В данной статье мы поговорим о городской почте. История городской почты тесно связано с историй почты и почтовой марки. Рассказывая о почтовой марке, мы уже не раз говорили о городской почте. Остановимся кратко на основных моментах истории городской почты.

    Считается, что общедоступной почта стала лишь в XVII веке, и случилось это во Франции.
    18 мая 1631 года в девятнадцати городах Франции были организованы центры для сбора корреспонденции. 3 декабря 1643 года на каждом отделении связи Франции были введены три должности: контролера, взвесчика и таксатора. Значение частной почты для государства первым понял кардинал Ришелье: его выдумкой стал знаменитый «черный кабинет», где специальные агенты искусно вскрывали личные письма.

    И опять Франция. В 1653 году Жан Жак Ренуар де Виллайе получил от Людовика ХIV приви-легию на организацию «малой городской почты» – доставку писем из одного района Парижа в другой. На каждое, сданное на почту, отправление выдавалась специальная квитанция (ярлык) с датой об оплате за пересылку, которая прикреплялась таким образом, «чтобы почтальон мог ее легко прочесть и отделить от письма». Более того, к корреспонденции отправитель мог при-ложить уже оплаченную незаполненную квитанцию для обратного ответа ему. Эти-то кви-танции и явились предшественниками почтовой марки. Почта де Виллайе была закрыта в 1662 году. Ее организатору фран-цузы посвятили специальную марку.

    В Британии в 1680 году лондонский коммерсант У.Доквра тоже организовал городскую почту. Столица была разделена на ряд почтовых округов, в которых открылись собственные почтовые отделения и сборные пункты.
    На отправлениях ставился треугольный штамп красного цвета с надписью «Пенни-почта. Оплачено» и индексом сортировоч-ного пункта. Плата взыскивалась с отправителя. Одновременно ставился и штемпель с указанием даты.

    А вот очень известный пример городской почты России. После присоединения Грузии к России в 1801 году встал вопрос об организации почтовой службы. В 1805 году в Тифлисе открылась почтовая контора, которая подчинялась Тамбовскому почтамту.

    В то время в России было всего семь почтамтов: Санкт-Петербург-ский, Московский, Малороссийский, Литовский, Тамбовский, Казанский и Сибирский. В 1848 году в дополнение к Тифлисской губернской почто-вой конторе было открыто отделение городской почты, которое рабо-тало только с корреспонденцией частных лиц. Но до 1857 года город-ская почта не осуществляло внутригородскую доставку почты.
    В 1857 году для городской почты Тифлиса были введены новые почтовые правила, которые разрешали пересылать по городской почте письма, пакеты, визитки, пригласительные билеты и т.п. Для оплаты корреспонденции 20 июня 1857 года были введены специальные поч-товые марки, названные тогда «бумажными штемпельными печатями, имеющими свойства облатки», которые клеились на отправляемую корреспонденцию. Так как марки городской почты Тифлиса использовались очень короткое вре-мя (до 1 марта 1858 года, так как появились государственные почтовые марки) и использовались как облатки, то при вскрытии писем они уничтожались. Известно, что до наших дней сохранились всего три экземпляра.

    Марки городской почты выпускались и в других городах России.  Вот перед Вами (справа) мар-ка городской почты 1863 года. Она использовалась для городской почты Москвы и Петербурга. А история ее появления достаточна интересна.

    В то время как все междугородние простые письма в империи с 1858 года оплачивались почтовыми марками или штемпельными конвертами, что позволяло пользоваться почтовыми ящиками. Письма по городской почте в Петербурге и Москве можно было опускать в почтовые ящики без переплаты действующей таксы только в штемпельных конвертах городской почты. Такса за пересылку городского письма любого веса составляла 5 копеек серебром. Марок же такого номинала до 1863 года не было. Наименьший номинал марки составлял 10 коп.
    Городские письма, отправляемые в обыкновенных конвертах или обертках, приходилось сдавать в приемные пункты городской почты с оплатой каждый раз наличными деньгами почтового сбора в 5 копеек за письмо. Этот устаревший порядок исключал возможность пользо-вания почтовыми ящиками при отправке писем в простых конвертах и обертках и был крайне неудобен как для работников почты, так и для корреспондентов.

    21 мая 1863 года Главноначальствующий над Почтовым департаментом обратился в Госу-дарственный совет за разрешением ввести для писем, пересылаемых по городской почте в Санкт-Петербурге и Москве, специальные 5-копеечные марки по одобренному свыше образцу. Рассмот-рев это предложение 17 июня 1863 года, Государственный совет вынес мнение о введении марок городской почты в обоих городах. 15 июля 1863 года мнение Государственного совета было утверждено Александром II.

    Еще до решения Государственного совета 27 мая 1863 года Почтовый департамент заказал ЭЗГБ 500 тыс. марок, которые были изготовлены к 25 июля 1863 года. А 30 июля циркуляром Почтового департамента Санкт-Петербургскому и Московскому почтамтам было предписано: «..немедленно по получении марок открыть их продажу в самих почтамтах, в городских почтовых отделениях, а также в других приемных местах городской почты».

    2 августа в «Северную пчелу» и другие газеты было послано объявление департамента. В нем, в частности, сообщалось: «В видах улучшения существующего способа пересылки писем по го-родской почте, Высочайше разрешено ввести для этой корреспонденции особые почтовые мар-ки, которые могут наклеиваться на простые конверты и даже без конвертов на сложенное письмо. При введении марок сохраняется также способ пересылки писем в штемпельных кон-вертах. Продажа почтовых марок производится ежедневно, кроме воскресных дней, как в обоих столичных Почтамтах, так и в других приемных пунктах городской почты...».

    После издания в 1864 году 1,3 и 5-копеечных марок общегосударственного образца специаль-ным распоряжением Почтового департамента в августе 1864 года марка была изъята из обра-щения на городской почте. Однако она беспрепятственно допускалась для оплаты междуго-родней внутренней и заграничной корреспонденции вплоть до 1884 года.

    В 1909 году 111 900 шт. этих марок было уничтожено, а 7600 шт. передано для хранения в Почтово-телеграфный музей; в 1911 году они были проданы Главным управлением почт и телеграфов марочному ком-мерсанту Ф.Козак (Берлин).

    В 1915 году была выпущена марка городской почты для Варшавы, которая в то время была частью Российской империи.

    До 1851 года государственная почта США доставляла письма и по-сылки только до почтамта населенного пункта, используя схему, кото-рая сейчас существует для корреспонденции «до востребования». Далее получатели сами приходили на почтамт, интересовались, нет ли для них почты, и сами забирали ее. Было это не очень удобно для клиентов, поэтому в первой половине XIX века, во многих городах США появились особые фирмы доставки в дома адресатов писем, поступивших по государственной почте. Некоторые фирмы в сороковых-пятидесятых годах применяли особые доставочные марки (carrier’s stamp), которые наклеивались на письма и являлись своего рода квитанциями об уплате денег за доставку письма.

    Первая доставочная марка вышла в Нью-Йорке в 1842 году [ 1]. Она была также пер-вой маркой американского континента.
    На этой марке, отпечатанной серой крас-кой, имеются две характерные надписи: «city dispatch post» (городская доставочная почта) и «three cents» (три цента – это стоимость доставки письма). В центре марки помещен портрет Вашингтона.
    В том же 1842 году состоялся второй выпуск нью-йоркских доставочных марок с несколько измененным рисунком и другой надписью – «United States city dispatcs post» (городская доставочная почта Соединенных Штатов). Эти марки были отпечатаны в трех цветах – розовом, синем и зеленом.

    До 1 апреля 1900 года во многих городах Германии наряду с государственной существовали частные почты, деятельность которых, правда, ограничивалась доставкой местной корреспон-денции. Они возникли потому, что почтовый закон от 5 июля 1852 года предусматривал госу-дарственную почтовую монополию на доставку писем лишь между населенными пунктами. Это обстоятельство, а также отсутствие телефонной связи порождали большое количество местной корреспонденции, доставлявшейся внутри городов частными почтовыми предприятиями. Они росли буквально, как грибы. В таких крупных городах, как Берлин и Гамбург, нередко одновре-менно, действовало несколько частных почтовых служб. Каждая из них выпускала собственные марки и имела почтальонов, которые доставляли корреспонденцию несколько раз в день.

    С 1 апреля 1900 года доставка городской корреспонденции по всей Германии была возложена на государственную почту. Частные почтовые конторы закрылись.

Конверт городской почты Берлина конца XIX века
Почтовая марка впечатана в рисунок (окно кареты)

    Они возродились на короткое время после второй мировой войны. Надо было на первое время хоть чем-то заменить разрушенные средства почтовой связи. В советской оккупационной зоне почтовая служба возродилась сравнительно быстро при поддержке военных властей. Вскоре для отдельных земель были выпущены почтовые марки, которые затем получили хождение на тер-ритории всей зоны. В Дрездене они появились в конце июня, в Лейпциге – в конце сентября и в Берлине – в августе 1945 года.

    Однако, не удовлетворяясь ими, некоторые городские управления и местные почтовые учреждения, основываясь на «чрезвычайной необходимости», в конце 1945 - начале 1946 годов завели собственные знаки почтовой оп-латы. Городские власти Котбуса размахнулись шире других, выпустив серию из 20 марок, самая дорогая из которых имела номинал в 5 рейхсмарок и доплату в 2,5 рейхсмарки.
    Подобные частные выпуски можно объяс-нить лишь тем, что городская казна оказалась опустошённой до дна. Что могло быть проще, чем выпуск марок, которыё мгновенно раску-пались так называемыми «филателистичес-кими заинтересованными» кругами, а проще сказать – спекулянтами, которые спешили захватить как можно больше новоявленных «ред-костей». За сбыт марок никто не боялся, так как в результате нехватки товаров у населения оказалось много свободных денег.

    А вот еще интересный пример из Южной Америки. В 1776 году территория, на которой в на-стоящее время расположена Аргентина, Парагвай, Уругвай и Боливия, стала вице-королевством Ла-Плата. В 1810 году восставшее креольское население, свергнув вице-короля,  провозгласило независимость Объединенных провинций Ла-Платы.  В 1826 году объединенные провинции Ла-Платы были преобразованы в Федеративную Республику Аргентина.
    Но амбиции вождей  привели к распаду этой Федерации. Более того, во время этого смутного периода администрация города Буэнос-Айрес решила быть независимой от всех. В результате эта независимость отдельно взятого города продолжалась несколько лет и оставила филате-листам оригинальные почтовые марки, которые выпускались с 1858 по 1862 год. Эти марки, как и достаточно редкая марка  городской спешной почты Адамса (Нью-Йорк) перед Вами.

А это здание почтового отделения почты Адамса со старой открытки начала XIX века

    А вот, более современные примеры. В Голландских городах в 70-е годы появились местные почтовые марки с изображением великана и лилипута. Великан с почтовой сумкой, на которой видны буквы PTT (Post-Telephon-Telegraf), символизирует общегосударственную почту, а лилипут – многочисленные местные почты, возникшие в Нидерландах.


    Причиной возникновения этих частных поч-товых контор явилось постоянное повышение государственной почтой тарифов на почто-вые услуги. Например, отправка простого письма внутри Голландии независимо от рас-стояния стоила в 1970 году уже 25 центов. Локальные же почты за местные письма взи-мают 10, 12 или 15 центов, причем такие письма разносятся пенсионерами или школь-никами значительно быстрее, чем государст-венными почтальонами. Крупные фирмы и банки, имеющие ежедневно дело с сотнями и тысячами писем, также начали создавать соб-ственные почты и выпускать свои марки.

    Почтовикам Голландии это очень не понравилась. Дело дошло до того, что они даже возбу-дили судебный процесс против местных почт.

    Подобные примеры существуют во многих странах. В Антверпене (Бельгия) существует фирма «Дистрифлеш», которое осуществляет частное почтовое обслуживание. За местную доставку писем, небольших бандеролей, газет и т.п. она взимает ровно в два раза меньше, чем берет за это же государственная почта. Фирма выпустила свою почтовую марку, на которой напечатан текст «Дистрифлеш Антверпен» и цена 75  с., а в левом углу герб Антверпена.

    Современные примеры возникновения городских почт пока-зывают, что не все так уж ладно в «почтовом королевстве» и почте, вместо судебных процессов, следовало бы разнообразить свои услуги и работать лучше своих конкурентов. А то город-ские почты могут выйти победителями в борьбе за клиентом. Кроме лучшего сервиса они начинают привлекать клиентов и разнообразием своих почтовых марок. Появились и тематичес-кие почтовые марки городских почт. Например, почта Амстер-дама выпустила серию почтовых марок, посвященную освоению космоса. На одной из марок можно видеть портрет первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина.



    В заключение хочется показать фрагмент конверта город-ской почты Женевы 1850 года. Подобные вещи иногда возни-кают на филателистических аукционах, и вызывают всегда большой интерес.



    Другие выпуски местных марок:


  Примечания автора:

  [ 1] Государственная почтовая марка в США появилась только в 1847 году, а первая почтовая марка американского континента вышла в том же 1842 году в Бразилии, но чуть-чуть позднее.



[ Глава 10] [ Оглавление сборника] [ Глава 12]

Issue Date Issue Title Michel Cat.# MNH, Euro Used, Euro


Дирекция и редакционная коллегия Партнерская программа Полезные ссылки Контакты Справка




управление бюджетом

Rating@Mail.ru

Нумизматическая биржевая площадка






Designed and Powered by Medical Information Group © 2005-2012