ИСТОРИЯ ПОЧТЫ И ПОЧТОВОЙ МАРКИ: МИР ФИЛАТЕЛИИ
По материалам
В.А.Новоселова © 2005-2006
публикуется с разрешения автора DN144
КРАТКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
Купон
Купон – дополнительная часть некоторых почтовых марок. Обычно это необязательная часть почтовой марки, на которой помещается более подробная информация, о событии, которому посвящен выпуск или рекламная информация.
При всей необязательности купона, марки с купоном коллекционеры очень любят. А когда в марочном листе купон является принадлежностью только нескольких марок, то начинается просто охота за марками с купонами.
Вот для примера, марки Болгарии, посвященные Московской олимпиаде 1980 года. В полном листе только в левом верхнем углу место для четырех почтовых марок занято купонами, на которых есть надпись о причине выпуска, олимпийская символика
и название страны, выпустившие почтовые марки. Поэтому иметь в коллекции марки с такими купонами очень интересно.
Купоны используются почтовыми администрациями довольно часто, поэтому много об этом говорить не стоит.
Действительно, довольно часто создателям почтовых марок хочется "втиснуть" в нее как мож-но больше информации. Но законы жанра таковы, что это желание может привести к тому, что почтовая миниатюра просто
не получится. В некоторых случаях купон как раз и может помочь художнику выразить свою идею и не "утяжелить" собственно почтовую марку.
Как правило, при проведении всемирных вы-ставок почта страны – организатора выпускает к этому событию почтовые марки. И довольно час-то эти марки бывают с рекламными купонами.
Действительно трудно совместить на одной почтовой марке портрет знаменитого художника и рекламный текст. Но идея дать информацию о выставке на купоне достаточно интересна. Вряд ли коллекционер способен
безжалостно отде-лить этот купон от марки. А значит, цель достиг-нута - пока сохраняется почтовая марка, будет сохранена и память о филателистической вы-ставке в Париже в 1982 году. Не будь этого ку-пона, информация о ней исчезла
бы из памяти буквально через пару лет.
Но не следует думать, что купон изобретение современное. Я приведу несколько примеров из истории почтовых марок XIX века. Причем следует учесть, что купон в этих случаях являлся обязательной частью почтовой
марки.
Первый пример из истории
земской почты Рос-сии. В 1878 году вышли первые почтовые марки Задонского уезда Воронежской губернии. Этот первый выпуск и последующие в течение 10 лет был замечателен тем, что это были марки с купоном. Причем купон являлся своеобразной квитанцией
приемки заказного письма. Подобная же история была и с марками Котельнического уезда Вятской губернии. Более подробно о мар-ках Котельнического уезда сказано в главе «
Легендарные марки».
Есть еще один интересный факт нестандартного использования купонов в почтовом деле. В 1893–1912 годах почта Бельгии выпус-кала специальные марки с купонами. Коллекционеры назвали их «воскресными». Дело в том,
что на купоне надпись «В воскресение не доставлять». В те далекие дни почта работала несравненно лучше, чем в наше время. Вы, конечно, не поверите, но почта в те далекие времена работала даже в воскресенье. Так вот, если марка
была приклеена на конверт с купоном, то почтальон в воскресение не должен был тревожить адресата доставкой письма, а если марка была без купона, то доставка должна быть осуществлена немедленно, не взирая на календарь.
|