Аукцион Магазин почтовых марок Обменный пункт WMT Каталоги Stamp Открытый форум

Postage Stamp & Postal History
ISSUE YEAR: 2005
ISSUE COUNTRY: RUSSIA
ISSUE TYPE: GENERAL & STANDARD


     ИСТОРИЯ ПОЧТЫ И ПОЧТОВОЙ МАРКИ: МИР ФИЛАТЕЛИИ

     По материалам В.А.Новоселова © 2005-2006
     публикуется с разрешения автора DN144



     КРАТКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

• Виньетка    • Образец    • Марки II Мировой войны
• Классика    • Проба, эссе    • Предварительное гашение
• Купон   • Разновидности    • Марки Гражданской войны
• Надпечатка    • Марочный лист    • Чернодрук, сувенирный лист
• Нумерация    • Ярлык почтовый    • Совместный выпуск


    Разновидности

    Разновидности – это характерные особенности, свойственные знакам почтовой оплаты одного выпуска. Коллекционеры различают следующие основные разновидности:

    А. Разновидность по зубцовке. Зубцовка, как результат перфорации марок приносит коллек-ционерам множество разновидностей. Рассмотрим, как это получается более подробно.
    Марки выпускаются с перфорацией (зубцовые) и без перфорации (беззубцовые). Если одна и та же почтовая марка печатается в обеих вариантах, то они разновидностью не являются. Такое решение принимается заранее, и получаются два выпуска, марки которых имеют разные ката-ложные номера.

    Если марка по плану должна выйти с перфорацией, то тут возникает несколько вариантов появления разновидностей по зубцовке.
    Во-первых, среди коллекционеров могут появиться беззубцовые варианты этой марки. Это вполне объяснимо, т.к. марки нужно сначала напечатать, и только после этого напечатанные листы направляются на перфорацию. Случайно или сознательно лист (несколько листов) могут избежать перфорации и в таком виде попасть коллекционерам. Вот вам и первая, обычно очень редкая, разновидность.
    Во-вторых, появляются экземпляры с различным типом зубцовки. Практически такое может случиться, если выпуск печатается одновременно, на различных перфорационных машинах, имеющих разные характеристики, или выпуск печатается партиями в разное время, и разные партии опять же попадают на различные перфорационные машины.

    Таких вариантов очень много среди земских марок России. Наверное, это можно понять, т.к. тиражи земских почтовых марок были не очень большими и допечатывались по мере необходимости. Иногда просто уже не было время на перфорацию либо экономные земцы пытались немного снизить затраты, устраняя лишнюю технологическую операцию (перфо-рацию) в типографии.

    На иллюстрации приведены разновидности по перфорации (с зубцами и без зубцов) и по типу надпечатки, сделанной на земской марке (правильная и перевернутая).

    В. Разновидность по бумаге (водяному знаку). Данная разновидность появляется по тем же причинам, что и разновидность по зубцовке. При одновременной печати марок на печатный станок может попасть бумага из другой партии, которая резко отличается от остальной. А если марки печатаются различными партиями, то вероятность появления другого сорта бумаги резко увеличивается.

    Данный тезис также можно проиллюстрировать на характерных примерах марок земской почты России. Часто в ход шла та бумага, которая имелась в наличии в типографии. Появлялись варианты и на тонкой и на толстой бумаге, и на бумаге с различными клетками и линейками, различных оттенков т.п.

    Немало земских марок даже не печатали в типографиях, а изготовлялось на месте с по-мощью ручного штемпеля, используя первую попавшуюся бумагу. Вот так и появлялись мно-гие разновидности. Много земских марок пе-чаталось на цветной бумаге, поэтому появ-ление их цветовых разновидностей вполне закономерно.

    Марки №5 (1885) земской почты  Бежец-кого уезда Тверской губернии, кроме оттенка бумаги имеют и другие отличия.

    Например, у левой марки отсутствует точ-ка, после обозначения номинала "3 к", а у правой марки эта точка есть. Существует различие и в написании буквы "М" в слове "Марка" и буквы "Б" в слове "Бежецкой".

    С. Разновидность графического исполнения. А вот эта самая любимая разновидность в среде коллекционеров. Множество коллекционеров с интересом исследуют все вышедшие почтовые марки, увлеченно занимаясь древней игрой с названием «Найди различия». Даже в современных марках находится масса мелких различий, сведения о которых с удовольствием публикуют фила-телистические журналы. Рассмотрим более подробно, как появляются эти разновидности.

    Все разновидности графического исполнения можно условно разделить на группы: типы, дефекты плат, ошибки, марашки (плавающие разновидности) и брак.

    Тип – это индивидуальная особенность клише в составе печатной платы. Печатная плата обычно состоит из целой группы индивидуальных клише для печати целого или части листа. Как бы не старался гравер сделать все клише одинаковыми, на практике все равно появляются характерные индивидуальные особенности. Этим «пороком» почти не грешат современные почтовые марки, т.к. уровень полиграфической техники позволяет изготовить все индиви-дуальные клише практически идентичными, а вот марки XIX и начала XX века принесли кол-лекционерам массу таких разновидностей.

    Классическим примером могут служить марки «пера», а вернее булавки сержанта Трикера, который отграви-ровал плату из 50 почтовых марок Новой Каледонии, на которых изображен портрет Наполеона III (1860 год). В результате получился лист из 50 почтовых марок и 50 разных портретов императора.

    Справа представлены две почтовые марки кантона Берн (Швейцария). На первый взгляд они одинаковы, но если присмотреться внимательнее, то обнаруживаются большие различия (шрифты, фигура медведя).

    Масса подобных примеров есть и других странах. Марки земской почты Росси также изобилуют множеством типов. Причина все та же - большинство марок земской почты печаталась в провин-циальных типографиях, оборудование которых было достаточно примитивным. Особенно много типов появляется при печати типографским способом. При типографском способе марка обычно состояла только из текста, цифр, виньеток и рамок, набранных из стандартных элементов типографского набора. Очень часто при наборе целого листа идентичность нарушалась, и получались характерные разновидности (типы).


    На иллюстрациях приведены марки Ирбит №3 и №4 (1880 год). Обратите особое внимание на рисунок центральной части. Невозможно поверить, что эти марки имеют один и тот же номер и печатались на одном листе. Но это так.



     Еще один пример.
    Марки Ирбит №14 (1902)


    Внешне марки очень похо-жи, но обратите особое вни-мание на расположение цифр номинала в углах марки.





    D. Дефект платы. Иногда при длительном использовании печатной платы в некоторых клише появляются механические повреждения, и напечатанные с них марки получат специфическую разновидность. После того, как это обнаруживается, иногда производят ремонт этого клише и марки c него приобретают новую разновидность.

    E. Ошибки
    При изготовлении клише или надпечатки могут воз-никнуть просто ошибки набора, либо орфографические, либо замена большой буквы маленькой или наоборот. В результате на одном листе может появиться интересная разновидность.

    Рассмотрим, например, квартблок легендарной марки СССР "Леваневский с надпечаткой". В нижнем ряду хо-рошо просматривается знаменитая ошибка: маленькая буква "ф" в слове "Сан-Франциско".

    В каталоге земских марок Ф.Чучина  о марке №1 (1872 год) Бежецкого уезда Тверской губернии сказано: Типографская печать на цветной бумаге. Размер 13.25х18 мм. 20 типов. Известно, что эта марка печаталась группами по 20 марок, т.е. все марки в листе имеют характерную разновидность. Посмотрев на часть листа этих марок, можно  без особого труда найти эти отличия. Самая известная разновидность этой марки в левом верхнем углу листа. Эта единственная марка, где слово "Почты", написано с заглавной буквы.

    F. Брак
    Во-первых это знаки почтовой оплаты с пропус-ком цвета (цветов) при печати многоцветных марок. Раньше, многоцветные марки печатались за несколько прогонов марочного листа. Сначала на лист наносился один цвет, затем лист прого-нялся еще раз для печати следующего цвета и т.д.
    Бывали случаи, когда для листа случайно про-пускалась одна (несколько) из необходимых опе-раций и, таким образом, появлялась разновид-ность, называемая коллекционерами "отсутствие цвета (пропуск цвета)".

    В принципе, это конечно брак, но если он вышел за стены типографии (случайность, в результате ошибки контроля или специально), то всегда найдутся коллекционеры, которые захотят иметь такую разновидность. Тут ценится то, что такая ошибка присуща весьма огра-ниченному количеству экземпляров. А дефицит всегда в почете.

    Во-вторых это откровенный брак - сдвиг изображения. Если происходит сдвиг небольшого объекта, то это выглядит просто курьезом, а иногда получается просто макулатура, которая, повторяю, при выходе из типографии становится объектом коллекционирования. Но это уже решение самого коллекционера.






[ Глава 18] [ Оглавление сборника]

Issue Date Issue Title Michel Cat.# MNH, Euro Used, Euro


Дирекция и редакционная коллегия Партнерская программа Полезные ссылки Контакты Справка




управление бюджетом

Rating@Mail.ru

Нумизматическая биржевая площадка






Designed and Powered by Medical Information Group © 2005-2012