ИСТОРИЯ ПОЧТЫ И ПОЧТОВОЙ МАРКИ: МИР ФИЛАТЕЛИИ
По материалам
В.А.Новоселова © 2005-2006
публикуется с разрешения автора DN144
КРАТКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
Виньетка
Виньетка – памятная или рекламная на-клейка, выпускаемая либо организациями, либо частными лицами в память о каком-либо событии.
По внешнему виду виньетки очень схожи с почтовыми марками. Они имеют перфора-цию, иногда номинал, и обычно наклеива-ются на корреспонденцию вместе с почто-выми марками.
Но следует четко представлять, что виньетка не является знаком почтовой оплаты.
Чаще всего виньетки выпускаются с благотворительными целями. Эта традиция началась в конце XIX – начале XX века. Ярким примером такой благотворительной деятельности могут служить серийные выпуски виньеток патриотического
содержания, под патронатом Ассоциации женщин Франции.
Ассоциация женщин Франции, как общественная благотворительная организация, была ос-нована в 1879 году. С самого начала ее работа в основном носила благотворительный характер. Во время первой мировой войны
по инициативе Ассоциации совместно с Французским Красным Крестом были выпущены буклеты в которых были сброшюрованы 10 или 20 виньеток. На виньетках помещались портреты популярных генералов или легендарных героев мировой войны.
И в первых рядах этих всеобщих любимцев были герои-авиаторы.
Любой буклет стоил всего 1 франк; французы охотно покупали эти буклеты и с интересом рассматривали лица новых героев. По итогам этих акций собирались немалые средства в фонд Красного Креста.
Практика выпуска благотворительных виньеток имеется во многих странах мира. Она позво-ляет пополнять благотворительные фонды, причем без всякого принуждения в отношении коллекционеров. Вот, например, лист из
буклета виньеток Южно-Африканской Республики. На красочно выполненных виньетках изображены симпатичные рыбки. Такая виньетка на конверте его просто украсит, доплата в 2 цента никого не разорит, а фонд инвалидов Южной Африки получит
значительную помощь.
Практика выпуска благотворительных виньеток гораздо честнее, чем выпуск почтовых марок с доплатой на благотворительные цели (См. главу «
Почтово-благотворительные марки»). При по-купке таких почтовых марок коллекционер вынужден вносить свой вклад принудительно.
Иногда виньетки используют и в политических целях. Вспомним события декабря 1979 года. Тогда войска Советского Союза вошли в Афганистан. Не будем обсуждать это событие, но именно оно послужило началом бойкота
игр XXII Олимпиады, которая должна была состояться (и состоялась) в Москве.
Как известно, к любой Олимпиаде выходит масса почтовых марок. Когда США организовала бойкот этой Олимпиады, многие страны отказались от участия в ней, не стали выпускать, или просто уничтожили свои подготовленные
тиражи олимпийских марок. Но организация бойкота дело очень не простое. Для его воплощения служила и выпущенная виньетка, которая накле-ивалась на почтовые отправления и несла идеи бойкота населению многих стран.
А вот пример использования не почтовой марки (а по сути своей виньетки) в благотвори-тельных целях. Правда это к почте не относится, но идея то, в принципе, все та же.
|