Аукцион Магазин почтовых марок Обменный пункт WMT Каталоги Stamp Открытый форум

Советский коллекционер
ISSUE YEAR: 1974
ISSUE COUNTRY: RUSSIA
ISSUE TYPE: GENERAL & STANDARD


     По материалам издания "Советский коллекционер" © 2005-2013
     Репринт подготовлен по заказу группы Coindepo CDG0012

     Н. Лучник, Обнинск
     ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПОЧТА РОССИИ: ИСТОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ

     (продолжение)

    Мы изберем хронологическую классификацию, выделив из нее штемпеля почтовых вагонов без номеров, поскольку большая часть их была подведомственная территориальным почтовым округам. Прежде чем перейти к описанию железнодорожных почтовых штемпелей, нужно рассказать о порядке их введения.

    В 1880 и в 1903 годах при введении новых типов календарных штемпелей гашения в официальных документах специально оговаривалось* [17], что новые штемпеля должны изготовляться по мере того, как старые будут приходить в негодность. Поэтому нередко можно встретить штемпеля старых типов с очень поздними датами.

    (*) Примечания автора: Соответственно циркуляры начальника Главного управления почт и телеграфов №13 от 5 марта 1890 года и №9 от 3 февраля 1903 года, опубликованные в «Почтово-телеграфном журнале», отдел официальный, за соответствующие годы.

    В дальнейшем, при ссылках на циркуляры и распоряжения эти данные не оговариваются, поскольку все они исходили от начальника Главного управления и публиковались в том же источнике; до 1888 года в сборнике «Общие циркуляры по управлению почт» и «Сборнике постановлений и распоряжений по Почтово-телеграфному ведомству», после этой даты – в «Почтово-телеграфном журнале».

    В связи с этим можно предположить, что в отдельных почтовых отделениях некоторых типов штемпелей вообще не существовало. Так, оттиск штемпеля станции Кострома первого периода встречается на марках выпуска 1913 года, в то время как уже с 1903 года стали изготовляться штемпеля третьего типа. Нет сомнения в том, что штемпель второго периода для Костромы вообще не изготовлялся.

    Все штемпеля одного и того же периода или одноименных почтовых отделений имели какие-то отличия. На штемпелях первого и второго периодов для этой цели применялись номера, на штемпелях третьего периода – литеры (хотя были и исключения). Если старый штемпель приходил в негодность, изготовляли новый с тем же номером (литерой), если же штемпель терялся, то новый изготовлялся с другим номером (литерой). Эта особенность поро-дила ряд разновидностей, отличающихся лишь незначительными деталями.


«ПРЕДШЕСТВЕННИКИ» ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ШТЕМПЕЛЕЙ

    Поскольку решили считать железнодорожными штемпеля лишь тех почтовых отделений, которые входили в подчинение Управления перевозки почт по железным дорогам, мы строго говоря, не можем относить к ним штемпеля почтовых вагонов и вокзалов, применявшиеся до создания этого управления. Однако, являясь предшественниками собственно железнодорож-ных гашений, они представляют большой исторический интерес.

Домарочные штемпеля

    До введения почтовых марок письма клеймились штемпелями с указанием места и времени приема (или соответственно получения). Известны только два подобных штемпеля, применяв-шихся на станциях Николаевской железной дороги в Санкт-Петербурге и Москве (см. илл. 2).

    Эта дорога начала перевозить почту в 1851 году, однако штемпеля с датами более ранними, чем 1855 год, пока неизвестны. Встречаются почтовые марки, погашенные этими штемпелями.

Точечные штемпеля гашения

    В 1858 году одновременно с введением почтовых марок все почтовые отделения были снабжены специальными штемпелями гашения. Эти штемпеля были «немыми», т.е. не содержали ни названия почтового отделения, ни даты. Такие данные имелись на старых штемпелях клеймения, которые продолжали ставить на письма.

    Штемпеля гашения представляли собой геометрическую фигуру из точек (*) с цифрой посередине. Форма фигуры означала тип почтового учреждения (губернское, уездное и т.д.), цифра – условный порядковый номер.

    Железнодорожные штемпеля гашения имели шестиугольную форму (см. илл. 3). Цифра «1» была присвоена вокзалу в Санкт-Петербурге, «2» - в Москве. Штемпеля с цифрами от 3 до 9 применялись в почтовых вагонах Санкт-Петербург-Варшава. Гашения с номерами 10 и 13 неизвестны, и есть основания полагать, что их вообще не существовало.

    (*) Примечания автора: Подробнее о точечных штемпелях см. статью Я. Вовина «Номерные штем-пеля России 1858-1876» [21]; там же указывается, что нельзя принимать штемпеля почтовых станций за штемпеля железнодорожных станций.

    Более подробная информация о шестиугольных штемпелях представлена в работах М. Боянович [2] и A. Wortman [8], где специально рассмотрен воп-рос о точечных штемпелях с цифрами 10 и 13.

    Опыт подсказал, что применение двух штемпелей – гашения и клеймения для обработки одного письма неудобно и что «испортить» марку можно и штемпелем клеймения. Поэтому циркуляром Главного управления почт от 11 февраля 1863 года за №123 номерные штемпеля были изъяты из употребления, а для гашения марок предписывалось применять новые круглые штемпеля клеймения [18].

    Штемпель ставился на каждое письмо, по крайней мере, дважды: одним или несколькими оттисками его гасились марки и еще один ставился на чистое место. Такой обычай просу-ществовал долго, и специальное клеймение писем тем же штемпелем практиковалось еще в первые годы Советской власти.

    Здесь нужно упомянуть об одном распространенном заблуждении. Многие филателисты считают железнодорожными также и точечные треугольные штемпеля со срезанными углами, называя их «штемпелями железнодорожных станций». Ошибочность этого мнения очевидна уже из того, что в 1858 году существовало всего несколько железных дорог (Царскосельская, Петергофская, Варшаво-Венская и Николаевская), а рассматриваемые штемпеля применялись по всей России. Официальное название этих штемпелей – «штемпеля почтовых станций» (речь идет о коннопочтовых станциях). Вполне возможно, что отдельные «треугольные» гашения применялись и на железнодорожных станциях, но число их должно быть ничтожно.


    

Литература

  1. Каталог почтовых марок бывшей Российской Империи, РСФСР и СССР на 1924 год.
    Вып. 2, Изд. 2 // Москва Изд. Уполномоченного по филателии и бонам в СССР, 1924
  2. Боянович М. «Королевство Польское. Русские железнодорожные гашения» // «Филателия СССР», 1969 №12, с.12
  3. Tchilinghirian S.D., Stephen W.S.E. Stamps of Russian Empire Used Abroad.
    Part 1-6 Bristol-Aberlour, 1957-1960
  4. Ashford P.T. Transcaucasian railway cancellations – “Brit. J. Russian Philately”, 1955 #18
  5. Wortman A.H. Oval railway postmarks – “Brit. J. Russian Philately”, 1949 #3
  6. Wortman A.H. The early railway postmarks – “Brit. J. Russian Philately”, 1955 #19
  7. Wortman A.H. Postmarks of the little railways of the St.Petersburg district
    “Brit. J. Russian Philately”, 1956 #20
  8. Wortman A.H. Early postmarks of the Trans-Siberian railway = “Rossica”. 1963 #65
  9. Wortman A.H. Russia: covers and cancellation 1773-1923
    “The London Philatelist”, 1966 vol. 75 #877
  10. Wortman A.H. The earliest oval railway cancellations – “Brit. J. Russian Philately”, 1967 #40.
  11. Пригара С.В. Русская почта в Империи, в Турции, в Китае и в Царстве Польском
    Издано в Нью-Йорке, 1941
  12. Kethro W.E.C. Russian railway termini – “Brit. J. Russian Philately”, 1956 #20
  13. Kethro W.E.C., Barry J. List of railway routes 1912-1913 with distances
    “Rossica”, 1959-1961, #57-61
  14. Kethro W.E.C., Barry J. Railway postmarks of imperial Russia – “Rossica”, 1955 #46-53
  15. БСЭ 2 Изд. Т.15, с. 626-627; Т.34, с. 328; Т.46, с. 440
  16. Соколов Н.И. Перевозка почт по железным дорогам в России
    «Почтово-телеграфный журнал» Отд. неофициальный, 1895, Т.8 №6, с. 680; №7, с. 770.
  17. Почтово-телеграфный журнал. Отдел официальный. Спб., 1888-1919.
    В этом издании публиковались официальные материалы Главного управления почт и телеграфов до 1888 года;
  18. Сборник постановлений и распоряжений по Почтово-телеграфному ведомству в 2-х частях. Часть 1. Почтовая // Спб, 1885
  19. Сборник распоряжений Главного управления почт и телеграфов // Спб., 1885-1887
  20. Реммер К. Материалы для исправлений и дополнений Сборника постановлений и распоряжений по Почтово-телеграфному ведомству // Кишинев, 1892
    Дополнения к ним, Кишинев 1893 и 1895.
  21. Вовин Я. «Номерные штемпеля России 1858-1876»
    «Филателия СССР», 1969, №11, с.10


[Оглавление сборника][1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12][13]

Issue DateIssue TitleMichel Cat.#MNH, EuroUsed, Euro


Яndex   
Дирекция и редакционная коллегия Партнерская программа Полезные ссылки Контакты Справка




управление бюджетом

Rating@Mail.ru

Нумизматическая биржевая площадка






Designed and Powered by Medical Information Group © 2005-2012