По материалам издания "Советский коллекционер" © 2005-2013
Репринт подготовлен по заказу группы Coindepo CDG0012
Н. Лучник, Обнинск ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПОЧТА РОССИИ: ИСТОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ (продолжение)
С развитием сети железных дорог увеличивалось и число железнодорожных почтовых отделений. К 1917 году оно возросло примерно в 6 раз (см. илл. 1, где А – число нумерован-ных маршрутов почтовых вагонов, Б - число
ж-д почтовых отделений на вокзалах).
Списки железнодорожных почтовых отделений непрерывно подвергались не только количественным изменениям. Изменя-лось направление маршрутов почтовых вагонов. Одни почто-вые отделения на вокзалах закрывались, другие
открывались. После того, например, как маршрут №69 Самара-Оренбург был продлен до Ташкента, ставшего его конечной станцией, железнодорожное почтовое отделение в Оренбурге было закрыто, так как в Ташкенте имелось такое отделение.
Или другой пример: после продления маршрута №165 Кавказская-Ставрополь до Екатеринодара (ныне город Краснодар) воз-никла необходимость в создании нового железнодорожного отделения в этом городе.
Основные маршруты почтовых вагонов имели порядковые номера, причем прямой и обратный маршруты получали соот-ветственно нечетный и четный номера (№1, например, был присвоен маршруту Санкт-Петербург-Москва, №2
– маршруту Москва-Санкт-Петербург).
С течением времени новые маршруты получали новые номера, иногда изменялось значение старых. Интересно, что номера некоторых маршрутов остаются неизменными до сих пор. Маршрут №1-2 и в наши дни также существует
на линии Ленинград-Москва.
Бывало и так, что маршрут №243, например, менял свое направление на протяжении одного десятилетия целых пять раз. Причиной обычно служило удлинение или укорочение маршрута. Так, после окончания русско-японской
войны маршрут №265 Харбин-Порт-Артур был укорочен до Куанчензцы, ставшей пограничной станцией.
Случалось также соединение и разделение маршрутов. В порядке исключения из правила очень немногочисленные маршруты почтовых вагонов находились в ведении территориаль-ных почтовых округов. Так, в 1915 году маршруты
№№151-152, 157-158, 287-288 подчинялись Саратовскому, а маршрут №189-190 Томскому округам.
Временным и местным железнодорожным почтовым маршрутам номера не присваивались. Так, при строительстве Средне-Азиатской железной дороги между станциями Чарджуй (ныне Чарджоу) и Самаркандом временно эксплуатировался
почтовый маршрут, совсем не имевший номера. Когда же дорога была доведена до конечной станции Ташкент, маршрут Чарджуй-Ташкент, став постоянным, получил номер 205.
Не нумеровались также постоянные почтовые маршруты пригородных поездов и местных линий, таких, например, как Санкт-Петербург-Ораниенбаум, Москва-Раменское, Рига-Туккум и т.п. В большинстве случаев они входили
в подчинение территориальных почтовых округов и потому стоят несколько особняком.
В ведение Главного Управления перевозки почт по железным дорогам входили и почтовые отделения русских железных дорог, пролегавших по территории других государств, напри-мер, Китайско-Восточная и часть Средне-Азиатской
железной дороги. Между тем, часть отделений, находившихся на русской территории, ему не подчинялось. Это касалось Царства Польского (до 1870 года) и Великого Княжества Финляндского. Поэтому финских железнодо-рожных гашений мы касаться
не будем.
ШТЕМПЕЛЯ РУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ПОЧТЫ
В общее понятие «железнодорожные почтовые штемпеля» включаются только штемпеля почтовых отделений, подчиненных Управлению перевозки почт по железным дорогам.
Штемпеля почтовых отделений, расположенных на вокзалах, но подчиненных местным почтовым округам, к числу железнодорожных не относятся даже в тех случаях, если на них имеется надпись «вокзал».
Классификация железнодорожных почтовых штемпелей может быть рассмотрена двояко: по назначению штемпелей и по их хронологии. По назначению они распадаются на три группы: штемпеля почтовых отделений на вокзалах,
нумерованных и ненумерованных почто-вых маршрутов. Хронологически их можно разделить на четыре группы:
- Ранние штемпеля клеймения и гашения
(до создания Управления перевозки почт по железным дорогам);
- Календарные штемпеля с датой в три строки;
- Календарные штемпеля с крестообразно расположенной датой;
- Календарные штемпеля с датой в одну строку.
Последние три группы соответствуют трем периодам русских календарных штемпелей гашения. Что же касается железнодорожных почтовых штемпелей, то введение их новых типов, как правило, совпадало по времени с очередной
реорганизацией в системе Главного Управления перевозки почт по железным дорогам.
Литература
- Каталог почтовых марок бывшей Российской Империи, РСФСР и СССР на 1924 год.
Вып. 2, Изд. 2 // Москва Изд. Уполномоченного по филателии и бонам в СССР, 1924
- Боянович М. «Королевство Польское. Русские железнодорожные гашения» // «Филателия СССР», 1969 №12, с.12
- Tchilinghirian S.D., Stephen W.S.E. Stamps of Russian Empire Used Abroad.
Part 1-6 Bristol-Aberlour, 1957-1960
- Ashford P.T. Transcaucasian railway cancellations – “Brit. J. Russian Philately”, 1955 #18
- Wortman A.H. Oval railway postmarks – “Brit. J. Russian Philately”, 1949 #3
- Wortman A.H. The early railway postmarks – “Brit. J. Russian Philately”, 1955 #19
- Wortman A.H. Postmarks of the little railways of the St.Petersburg district
“Brit. J. Russian Philately”, 1956 #20
- Wortman A.H. Early postmarks of the Trans-Siberian railway = “Rossica”. 1963 #65
- Wortman A.H. Russia: covers and cancellation 1773-1923
“The London Philatelist”, 1966 vol. 75 #877
- Wortman A.H. The earliest oval railway cancellations – “Brit. J. Russian Philately”, 1967 #40.
- Пригара С.В. Русская почта в Империи, в Турции, в Китае и в Царстве Польском
Издано в Нью-Йорке, 1941
- Kethro W.E.C. Russian railway termini – “Brit. J. Russian Philately”, 1956 #20
- Kethro W.E.C. , Barry J. List of railway routes 1912-1913 with distances
“Rossica”, 1959-1961, #57-61
- Kethro W.E.C., Barry J. Railway postmarks of imperial Russia – “Rossica”, 1955 #46-53
- БСЭ 2 Изд. Т.15, с. 626-627; Т.34, с. 328; Т.46, с. 440
- Соколов Н.И. Перевозка почт по железным дорогам в России
«Почтово-телеграфный журнал» Отд. неофициальный, 1895, Т.8 №6, с. 680; №7, с. 770.
|