Аукцион Магазин почтовых марок Обменный пункт WMT Каталоги Stamp Открытый форум

Советский коллекционер
ISSUE YEAR: 1974
ISSUE COUNTRY: RUSSIA
ISSUE TYPE: GENERAL & STANDARD


     По материалам издания "Советский коллекционер" © 2005-2013
     Репринт подготовлен по заказу группы Coindepo CDG0012

     Н. Лучник, Обнинск
     ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПОЧТА РОССИИ

     (продолжение)

ШТЕМПЕЛЯ НЕНУМЕРОВАННЫХ ПОЧТОВЫХ ВАГОНОВ

    В нашей классификации эти штемпеля сводятся в особую группу потому, что большинство почтовых вагонов без номеров, как это уже отмечалось, находилось в ведении террито-риальных почтовых округов, а не Управления перевозки почт по железным дорогам. По внешнему виду они такие же, как и железнодорожные почтовые штемпеля соответствующих периодов. Их существенное отличие состоит в надписях (см. илл. 12).

    Для штемпелей ненумерованных почтовых вагонов, применявшихся в первом и втором периодах, характерно обозначение конечных пунктов почтового маршрута. Причем к пер-вому периоду относятся штемпеля двух типов:

  • Одна надпись по кругу; например, «ПОЧТОВАГО ВАГОНА РИГО-МОЖЕЙКОВ.Ж.Д.»;
  • Надпись по кругу из двух частей; например, вверху по часовой стрелке: «ПОЧТ.-ВАГОНЪ», внизу против часовой стрелки: «КРАМАТОРСКАЯ-ЛУГАНСКЪ».

    На ранних гашениях в центре круга, рядом с датой, расположенной в три строки, лежачая цифра, указывающая порядковый номер железнодорожной станции; позже эта цифра со штемпелей исчезает.

    Штемпеля второго периода – с надписью по кругу из двух частей, но с крестообразно расположенной датой в центре. Обозначение месяца – римской цифрой. Штемпеля третьего периода встречаются как овальной, так и круглой формы. Казалось бы логичным принятие овальной формы для вагонов, находившихся в ведении Управления перевозки почты по железным дорогам, а круглой – для вагонов, подчиненным территориальным почтовым окру-гам. Однако такой закономерности нет.

    Овальные штемпеля подобны либо штемпелям нумерованных вагонов, но без обозначения номера маршрута, как «РИГА-ТУККУМЪ», либо имеют в нижней части слова «ПОЧ.ВАГОН». На некоторых из них встречается цифра, расположенная так же, как на гашениях нумерованных маршрутов (например, «ЧЕРКАССЫ-1-БОБРИНСКАЯ»); однако, эта цифра обозначает не номер маршрута, а порядковый номер штемпеля.

    На круглых штемпелях между двух кругов, как правило, в верхней части дается наимено-вание маршрута (например, «МОСКВА-РАМЕНСКОЕ»), а в нижней – слова «ПОЧТ.ВАГОН».

    Следует отметить, что среди гашений вагонов без номеров часто можно встретить случаи позднего применения штемпелей старых типов. Вопрос же о том, какие из этих вагонов имели, а кикие не имели штемпелей гашения, пока нельзя считать выясненным. Оконча-тельное его решение требует накопления значительно большего материала.

    Всего к 1917 году курсировало около двухсот почтовых маршрутов без номеров. В связи с тем, что большинство из них штемпелей не имело, перечень этих маршрутов не приводится.

    Значительным своеобразием отличаются почтовые штемпеля, применявшиеся на пригород-ных железных дорогах Санкт-Петербурга.

    Пока нельзя с уверенностью сказать, являются ли они штемпелями почтовых вагонов или ж-дорожных станций.

    Первое более вероятно, так как ука-занные на них направления соответ-ствуют маршрутам почтовых вагонов (см. илл. 13).

    К самым ранним относятся почтовые штемпеля Царскосельской железной дороги, не имеющие даты. Первый из них известен в двух вариантах, отли-чающихся шрифтом.

    Существует такой же штемпель со словами «В ПАВЛОВСКЕ». Эти штемпеля применялись до конца 90-х годов, но чаще всего встречаются на марках выпуска 1866 года.

    Ранние календарные штемпеля пригородных железных дорог Санкт-Петербурга мало отличаются от других почтовых железнодорожных штемпелей. Для некоторых из них ха-рактерно наличие дополнительной цифры, означающей номер поезда.

    Позднейшие штемпеля отличаются тем, что сегменты между датой и внутренним кругом у них зашрихованы вертикальными линиями, а также крупными цифрами и буквами, допол-нительными словами справа от даты: 1П, 2П или 3П. Ими обозначалась порядковая нумерация поездов (первый, второй и третий поезд). На более ранних штемпелях в верхней части писалось название дороги, в нижней – пункт отправления, например, «ПЕРЕРГОФ.Ж.Д. (ИЗ ОРАНIЕНБАУМА)».

    Позже наверху, кроме названия дороги, давалось сокращенное обозначение начального и конечного пунктов почтового маршрута вагона, например, «БАЛТ. Ж.Д.С.П.Б.ГАТЧИНО (ИЗЪС.-ПБУРГА)».

    На почтовых отправлениях, доставлявшихся по этим дорогам, встречаются также малень-кие круглые штампы с обозначением номера поезда. Для гашения марок они не употреб-лялись, и о них пойдет речь несколько позже.


НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШТЕМПЕЛЯ

Штемпеля отделений почтовых вагонов

    Известны для всех периодов (см. илл. 14). В первом периоде (с датой в три строки) они имеют восьмиугольную форму и надпись «ПОЧТОВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВАГОНА №_»; известны для маршрутов №№3-4, 5-6. Во втором периоде (с крестообразной датой) они встречаются как круглой, так и восьмиугольной формы (последняя известна только для маршрута №13-14 с надписью «ОТДЕЛЕНИЕ ПОЧТОВОГО ВАГОНА» - полностью или в сокращении).

    В третьем периоде применялись штемпеля обыч-ной овальной формы, с пометкой в нижней части «ОТД». На одних вырезано название полного марш-рута (например, №15: «МОСКВА-ХАРЬКОВ»), на дру-гих сокращенного (пример, №4: «ВИЛЬНО-С.П.БУРГ» вместо ВАРШАВА-С.П.БУРГ).

    В официальных источниках указано, что отде-ления имелись только у маршрутов №№1-2, 3-4, 5-6, 13-14, 15-16, 19-20 и 59-60.

    Исходя из буквального смысла надписей на штем-пелях, можно было бы думать, что текст «ПОЧТОВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВАГОНА» относится к отделениям в пассажирских вагонах, а «ОТДЕЛЕНИЕ ПОЧТОВОГО ВАГОНА» - к укороченным маршрутам. Однако, это не так. Надпись первого типа фигурирует только на штемпелях первого периода, надпись второго типа – только на штемпелях второго периода, на штем-пелях третьего периода значится всего лишь по-метка «ОТД». Видимо, смысл разных надписей один.

    Нам кажется наиболее вероятным, что все эти штемпеля относятся к отделениям в пассажирских вагонах, часть которых следовала полным, а часть укороченным маршрутами. Такое предположение соответствует фактическому положению, но тре-бует еще дополнительных доказательств.

    Встречаютсяя также восьмиугольные штемпеля почтовых вагонов с номерами, хотя обычная форма этих штемпелей была круглой. Известны такие гашения почтовых вагонов №135-136, 138, 139-140 и 142. Вероятно, существовали также №№ 137 и 141, так как это маршруты №138 и 142 обратного направления.


    

Литература

  1. Каталог почтовых марок бывшей Российской Империи, РСФСР и СССР на 1924 год.
    Вып. 2, Изд. 2 // Москва Изд. Уполномоченного по филателии и бонам в СССР, 1924
  2. Боянович М. «Королевство Польское. Русские железнодорожные гашения» // «Филателия СССР», 1969 №12, с.12
  3. Tchilinghirian S.D., Stephen W.S.E. Stamps of Russian Empire Used Abroad.
    Part 1-6 Bristol-Aberlour, 1957-1960
  4. Ashford P.T. Transcaucasian railway cancellations – “Brit. J. Russian Philately”, 1955 #18
  5. Wortman A.H. Oval railway postmarks – “Brit. J. Russian Philately”, 1949 #3
  6. Wortman A.H. The early railway postmarks – “Brit. J. Russian Philately”, 1955 #19
  7. Wortman A.H. Postmarks of the little railways of the St.Petersburg district
    “Brit. J. Russian Philately”, 1956 #20
  8. Wortman A.H. Early postmarks of the Trans-Siberian railway = “Rossica”. 1963 #65
  9. Wortman A.H. Russia: covers and cancellation 1773-1923
    “The London Philatelist”, 1966 vol. 75 #877
  10. Wortman A.H. The earliest oval railway cancellations – “Brit. J. Russian Philately”, 1967 #40.
  11. Пригара С.В. Русская почта в Империи, в Турции, в Китае и в Царстве Польском
    Издано в Нью-Йорке, 1941
  12. Kethro W.E.C. Russian railway termini – “Brit. J. Russian Philately”, 1956 #20
  13. Kethro W.E.C., Barry J. List of railway routes 1912-1913 with distances
    “Rossica”, 1959-1961, #57-61
  14. Kethro W.E.C., Barry J. Railway postmarks of imperial Russia – “Rossica”, 1955 #46-53
  15. БСЭ 2 Изд. Т.15, с. 626-627; Т.34, с. 328; Т.46, с. 440
  16. Соколов Н.И. Перевозка почт по железным дорогам в России
    «Почтово-телеграфный журнал» Отд. неофициальный, 1895, Т.8 №6, с. 680; №7, с. 770.
  17. Почтово-телеграфный журнал. Отдел официальный. Спб., 1888-1919.
    В этом издании публиковались официальные материалы Главного управления почт и телеграфов до 1888 года;
  18. Сборник постановлений и распоряжений по Почтово-телеграфному ведомству в 2-х частях. Часть 1. Почтовая // Спб, 1885
  19. Сборник распоряжений Главного управления почт и телеграфов // Спб., 1885-1887
  20. Реммер К. Материалы для исправлений и дополнений Сборника постановлений и распоряжений по Почтово-телеграфному ведомству // Кишинев, 1892
    Дополнения к ним, Кишинев 1893 и 1895.
  21. Вовин Я. «Номерные штемпеля России 1858-1876»
    «Филателия СССР», 1969, №11, с.10


[Оглавление сборника][1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12][13]

Issue DateIssue TitleMichel Cat.#MNH, EuroUsed, Euro


Яndex   
Дирекция и редакционная коллегия Партнерская программа Полезные ссылки Контакты Справка




управление бюджетом

Rating@Mail.ru

Нумизматическая биржевая площадка






Designed and Powered by Medical Information Group © 2005-2012