Аукцион Магазин почтовых марок Обменный пункт WMT Каталоги Stamp Открытый форум

Советский коллекционер
ISSUE YEAR: 1974
ISSUE COUNTRY: RUSSIA
ISSUE TYPE: GENERAL & STANDARD


     По материалам издания "Советский коллекционер" © 2005-2013
     Репринт подготовлен по заказу группы Coindepo CDG0012

     Н. Лучник, Обнинск
     ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПОЧТА РОССИИ

     (продолжение)

    Маршруты действовали на разных железных дорогах, но открыты были примерно в одно время – около 1895 года. Круглые штемпеля этих маршрутов встречаются с более поздними датами, чем восьмиугольные.

    Возникает предположение, что в середине 90-х годов Управление перевозки почт по железным дорогам собиралось ввести восьмиугольные штемпеля для всех вагонов, но изме-нило это намерение, успев снабдить такими штемпелями лишь несколько вновь открытыъх линий.

«Механические» гашения

    В 1910-1912 годах русское почтовое ведомство начало вводить так называемый «механический» способ гашения. На смену ручному пришел штемпель на ролике. Гашение стало осуществляться простым прокатыванием ролика по разложенным письмам. Ролик оставлял на конвертах характерный отпечаток круглого штемпеля на фоне параллельных линий (см. илл. 15).

    «Механические» гашения применялись и на некоторых вокзалах, например, на Харьковском и на Николаевском в Санкт-Петербурге.

    Своеобразную группу составляют штемпеля, применяв-шиеся в пригородных поездах Санкт-Петербурга. Они пред-ставляют собой круги небольшого диаметра (14-20 мм).

    Сейчас известны 4 разных типа. Самые старые штемпеля, применявшиеся в 70-х годах, имели обозначение не только номера поезда, но и времени его отправления. Позднейшие типы имеют только цифру и слово «ПОЕЗД» или «ПОЧТА». Известны с цифрами от 1 до 4, причем цифры, очевидно, обозначали номер поезда, с каким отправлено письмо (см. илл. 16). Такие штемпеля ставились обычно на оборотной стороне конверта.

    Широкое распространение имели штемпеля доплаты. От таких же штемпелей оседлых почтовых отделений они отличаются толь-ко надписями. Эти штемпеля имеют форму небольшого двойного овала; между овалами в верхней части слово «ДОПЛАТИТЬ», в нижней – название почтового отделения вагона или вокзала; середина свободна для вписывания от руки суммы доплаты (пример см. илл. 17).









Служебные штампы

    В 1910-1912 годах началась опытная эксплуатация автоматов для приема заказных писем. Автомат ставил на письмо прямоугольный штамп с двуязычной надписью (*), датой и поряд-ковым номером (см. илл. 18). Оттиск штампа делался обычно красной краской как на марках, так и на чистом пространстве конверта. Затем на почтовое отправление ставился также ручной штамп с надписью в две строки «ПРИНЯТО ИЗЪ АВТОМАТА».

     (*) Примечания автора: На русском и французском языках; французский – язык Всемирного почтового союза, одним из основателей которого было почтовое ведомство России.

    Такие автоматы действовали на Николаевском и Царскосельском вокзалах Санкт_Петербурга. На последнем, после названия города, имеются буквы «Ц.В.».

    На заказнаые письма, принятые почтой, обычно наклеивались специальные ярлыки. Однако, в не-которых почтовых отделениях, в том числе и же-лезнодорожных, вместо них применяли специаль-ные штампы (см. илл. 19).


ШТЕМПЕЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ И ВОКЗАЛОВ

    В заключение необходимо остановиться на двух типах штемпелей, которые ошибочно принимаются коллекционерами за железнодорожные. Речь идет о штемпелях железнодорож-ных станций и о штемпелях в виде двойных кругов с надписью «ВОКЗАЛ». Рассмотрение их особенно интересно потому, что иллюстрирует некоторые стороны русской почты.

Штемпеля железнодорожных станций

    Малая плотность населения в России при огромной территории и слабом развитии транспорта создавали серьезные трудности для общегосударственной почты. В 60-х годах прошлого века ей на помощь пришла земская почта, организовавшая доставку почтовых отправлений из глубинных населенных пунктов до ближайших отделений государственной почты. Однако, и усилия уездных земств не решили проблемы, так как земства существовали лишь в европейских губерниях России

    Выход нашелся в конце прошлого века, когда было решено открыть в крупных селах специальные пункты, имеющие право производить лишь самые основные почтовые операции. 29 июня 1894 года вступили в действие «Временные правила о производстве в волостных правлениях продажи знаков оплаты почтовой корреспонденции, а равно приема и выдачи ее». Через пять лет, 24 января 1900 года, аналогичные почтовые отделения открылись и при железнодорожных станциях. Нововведение себя вполне оправдало. Если в 1902 году существовало всего 32 почтовых отделения при железнодорожных станциях, то к середине 1913 года их число достигло 572.

    Почтовые отделения на мелких станциях подчинялись территориальным почтовым округам и не имели никакого отношения к Управлению перевозки почт по железным дорогам. Это нашло отражение в циркуляре №9 Почтового ведомства от 3 февраля 1903 года.

    В нем говорится, что для железнодорожных станций, производящих прием и выдачу корреспонденции на основании Временных правил 1900 года, вводятся штемпеля круглой формы, установленной для оседлых почтовых учреждений. Их отличительными знаками были буквы «СТ» перед наименованием станции и сокращенное наименование железной дороги (см. илл. 20).

    Следует отметить, что во втором периоде на железнодорожных станциях встречаются (хотя довольно редко) штемпеля более раннего типа – в виде одинарного круга и что существуют штемпеля с двумя кругами не только для станций, но также для разъездов и платформ (с соответственным изменением текста).

    

Литература

  1. Каталог почтовых марок бывшей Российской Империи, РСФСР и СССР на 1924 год.
    Вып. 2, Изд. 2 // Москва Изд. Уполномоченного по филателии и бонам в СССР, 1924
  2. Боянович М. «Королевство Польское. Русские железнодорожные гашения» // «Филателия СССР», 1969 №12, с.12
  3. Tchilinghirian S.D., Stephen W.S.E. Stamps of Russian Empire Used Abroad.
    Part 1-6 Bristol-Aberlour, 1957-1960
  4. Ashford P.T. Transcaucasian railway cancellations – “Brit. J. Russian Philately”, 1955 #18
  5. Wortman A.H. Oval railway postmarks – “Brit. J. Russian Philately”, 1949 #3
  6. Wortman A.H. The early railway postmarks – “Brit. J. Russian Philately”, 1955 #19
  7. Wortman A.H. Postmarks of the little railways of the St.Petersburg district
    “Brit. J. Russian Philately”, 1956 #20
  8. Wortman A.H. Early postmarks of the Trans-Siberian railway = “Rossica”. 1963 #65
  9. Wortman A.H. Russia: covers and cancellation 1773-1923
    “The London Philatelist”, 1966 vol. 75 #877
  10. Wortman A.H. The earliest oval railway cancellations – “Brit. J. Russian Philately”, 1967 #40.
  11. Пригара С.В. Русская почта в Империи, в Турции, в Китае и в Царстве Польском
    Издано в Нью-Йорке, 1941
  12. Kethro W.E.C. Russian railway termini – “Brit. J. Russian Philately”, 1956 #20
  13. Kethro W.E.C., Barry J. List of railway routes 1912-1913 with distances
    “Rossica”, 1959-1961, #57-61
  14. Kethro W.E.C., Barry J. Railway postmarks of imperial Russia – “Rossica”, 1955 #46-53
  15. БСЭ 2 Изд. Т.15, с. 626-627; Т.34, с. 328; Т.46, с. 440
  16. Соколов Н.И. Перевозка почт по железным дорогам в России
    «Почтово-телеграфный журнал» Отд. неофициальный, 1895, Т.8 №6, с. 680; №7, с. 770.
  17. Почтово-телеграфный журнал. Отдел официальный. Спб., 1888-1919.
    В этом издании публиковались официальные материалы Главного управления почт и телеграфов до 1888 года;
  18. Сборник постановлений и распоряжений по Почтово-телеграфному ведомству в 2-х частях. Часть 1. Почтовая // Спб, 1885
  19. Сборник распоряжений Главного управления почт и телеграфов // Спб., 1885-1887
  20. Реммер К. Материалы для исправлений и дополнений Сборника постановлений и распоряжений по Почтово-телеграфному ведомству // Кишинев, 1892
    Дополнения к ним, Кишинев 1893 и 1895.
  21. Вовин Я. «Номерные штемпеля России 1858-1876»
    «Филателия СССР», 1969, №11, с.10


[ Оглавление сборника] [ 1][ 2][ 3][ 4][ 5][ 6][ 7][ 8][ 9][ 10][ 11][12][ 13]

Issue Date Issue Title Michel Cat.# MNH, Euro Used, Euro


Дирекция и редакционная коллегия Партнерская программа Полезные ссылки Контакты Справка