Аукцион Магазин почтовых марок Обменный пункт WMT Каталоги Stamp Открытый форум

Советский коллекционер
ISSUE YEAR: 1974
ISSUE COUNTRY: RUSSIA
ISSUE TYPE: GENERAL & STANDARD


     По материалам издания "Советский коллекционер" © 2005-2013
     Репринт подготовлен по заказу группы Coindepo CDG0012

     Н. Лучник, Обнинск
     ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПОЧТА РОССИИ: ИСТОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ

     (продолжение)

    Перевозка почты с незапамятных времен являлась привилегией государства. Почтовые экипажи использовались также и для доставки пассажиров. Возникновение железных дорог в Западной Европе привело далее к своеобразному разделению труда между ними и почтой. Железные дороги получили преимущественное право на перевозку пассажиров, за что обязывались безвозмездно перевозить почтовые отправления. Такие условия были выгодны для обеих сторон.

    В январе 1838 года на английской железной дороге Лондон-Бирмингем появился первый почтовый вагон. Это позволило во время следования поезда одновременно производить разборку корреспонденции и тем самым ускорить ее доставку адресатам. Нововведение быстро распространилось. Почтовые вагоны представлявшие собой передвижные почтовые отделения стали осуществлять прием простой и заказной корреспонденции, продажу знаков почтовой оплаты и другие функции.

    Первая в Российской Империи Царскосельская железная дорога сразу же после открытия начала перевозку почты. Николай I «повелеть соизволил» оплачивать эти услуги частной дороги за счет казны. Так был создан прецедент, тяжелые последствия которого сказались значительно позже [16].

    Между почтовым ведомством России и Обществом царскосельской железной дороги было заключено соглашение. Дорога обязалась с 1 ноября 1838 года три раза в день перевозить почту из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск и обратно, в том числе один раз в сопровождении почтальона, за 600 рублей ассигнациями в год.

    С 1847 года почту начинают перевозить по 6 раз в день летом и по 4 раза зимой. Частная дорога потребовала доплаты в сумме 80 рублей серебром. Пришлось платить даже за уста-новку почтовых ящиков на железнодорожных станциях.

    В 1851 году открылось движение по Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороге, соединившей Санкт-Петербург с Москвой. Хозяева дороги потребовали оплаты всех почтовых перевозок. Даже постройка почтовых вагонов производилась за счет почтового ведомства. За каждый прогон почтового вагона железная дорога получала 85 рублей серебром, за перевозку почтового экипажа – также 85 рублей, за проезд почтальона – 6 рублей.

    В 1857 году был введен в действие новый Почтовый устав. Им железные дороги обязы-вались бесплатно перевозить почту в кадом пассажирском поезде. Частной акционерной компании, именовавшейся Главным обществом российских железных дорог, Устав вменял в обязанность отводить в каждом поезде почтовое отделение длиной в полторы сажени. Однако прогон специальных почтовых вагонов почтовое ведомство должно было оплачивать по 30 копеек с каждой пройденной версты.

    Вскоре выяснилось, что «полторы сажени» не обеспечивают нужд почты, а эксплуатация специальных вагонов обходилась слишком дорого и далеко не всегда себя оправдывала. Пришлось добиваться «трехсаженных» почтовых отделений, что потребовало доплаты по 11,25 копейки с каждой версты.

    В 50-х и в начале 60-х годов железнодорожные почтовые перевозки еще не играли существенной роли, хотя и вызвали некоторые нововведения. В штатах почтового ведомства появились разъездные чиновники и почтальоны.

    В 1869 году образовано специальное Управление перевозки почт по железным дорогам. Этот год по праву можно считать началом организации железнодорожной почты в России. Железнодорожные почтовые отделения, действовавшие на вокзалах (преимущественно на конечных станциях почтовых маршрутов) и в почтовых вагонах поездов, были подчинены девяти отделам:

  • 1-й отдел с управлением в Санкт-Петербурге на Варшавском вокзале;
  • 2-й отдел Санкт-Петербург, Николаевский вокзал;
  • 3-й отдел Москва, Рязанский вокзал;
  • 4-й отдел Москва, Курский вокзал;
  • 5-й отдел Киев;
  • 6-й отдел Орел;
  • 7-й отдел Варшава;
  • 8-й отдел Москва, Смоленский (позднее Брестский) вокзал;
  • 9-й отдел Одесса.

    Позже открылись еще два отдела (10 и 11-й) с управлениями в Перми и Ряжске.

    Управление перевозки почт по железным дорогам России было вполне самостоятельной организацией, независимой от территориальных почтовых округов. Его не коснулась даже реформа 1884 года, объединившая почтовое ведомство с телеграфным. А реорганизация управления, проведенная в 1891 году, носила чисто внутренний характер – были укрупнены отделы перевозки почты, вместо 11 их стало 8:

  • 1-й отдел Санкт-Петербург, Николаевский вокзал;
  • 2-й отдел Москва, Нижегородский вокзал;
  • 3-й отдел Варшава, Венский вокзал;
  • 4-й отдел Киев;
  • 5-й отдел Харьков;
  • 6-й отдел Минск;
  • 7-й отдел Пермь;
  • 8-й отдел Баку.

    Позже управление 7-ым отделом было переведено в Екатеринбург, а 8-м в Тифлис.

    По мере развития железнодорожной сети и открытия новых маршрутов появились еще два отдела – 9-й в Тамбове (позже переведен во Владивосток) и 10-й в Красноярске. В 1900 году открылось еще два новых отдела: одному с управлением в Козлове (ныне Мичуринск) присвоен 9-й номер, в то время как прежний 9-й отдел с управлением во Владивостоке переименован в 11-й; другой новый (12-й), созданный в Самарканде вскоре переведен в Ташкент. Управление 8-м отделом перемещено из Тифлиса во Владикавказ.

    В дальнейшем число отделов оставалось постоянным, хотя управление 8-м отделом было снова переведено в Тифлис, 9-м – в Пензу, а 11-м – в Харбин.


    

Литература

  1. Каталог почтовых марок бывшей Российской Империи, РСФСР и СССР на 1924 год.
    Вып. 2, Изд. 2 // Москва Изд. Уполномоченного по филателии и бонам в СССР, 1924
  2. Боянович М. «Королевство Польское. Русские железнодорожные гашения» // «Филателия СССР», 1969 №12, с.12
  3. Tchilinghirian S.D., Stephen W.S.E. Stamps of Russian Empire Used Abroad.
    Part 1-6 Bristol-Aberlour, 1957-1960
  4. Ashford P.T. Transcaucasian railway cancellations – “Brit. J. Russian Philately”, 1955 #18
  5. Wortman A.H. Oval railway postmarks – “Brit. J. Russian Philately”, 1949 #3
  6. Wortman A.H. The early railway postmarks – “Brit. J. Russian Philately”, 1955 #19
  7. Wortman A.H. Postmarks of the little railways of the St.Petersburg district
    “Brit. J. Russian Philately”, 1956 #20
  8. Wortman A.H. Early postmarks of the Trans-Siberian railway = “Rossica”. 1963 #65
  9. Wortman A.H. Russia: covers and cancellation 1773-1923
    “The London Philatelist”, 1966 vol. 75 #877
  10. Wortman A.H. The earliest oval railway cancellations – “Brit. J. Russian Philately”, 1967 #40.
  11. Пригара С.В. Русская почта в Империи, в Турции, в Китае и в Царстве Польском
    Издано в Нью-Йорке, 1941
  12. Kethro W.E.C. Russian railway termini – “Brit. J. Russian Philately”, 1956 #20
  13. Kethro W.E.C., Barry J. List of railway routes 1912-1913 with distances
    “Rossica”, 1959-1961, #57-61
  14. Kethro W.E.C., Barry J. Railway postmarks of imperial Russia – “Rossica”, 1955 #46-53
  15. БСЭ 2 Изд. Т.15, с. 626-627; Т.34, с. 328; Т.46, с. 440
  16. Соколов Н.И. Перевозка почт по железным дорогам в России
    «Почтово-телеграфный журнал» Отд. неофициальный, 1895, Т.8 №6, с. 680; №7, с. 770.


[Оглавление сборника][1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12][13]

Issue DateIssue TitleMichel Cat.#MNH, EuroUsed, Euro


Яndex   
Дирекция и редакционная коллегия Партнерская программа Полезные ссылки Контакты Справка




управление бюджетом

Rating@Mail.ru

Нумизматическая биржевая площадка






Designed and Powered by Medical Information Group © 2005-2012