ИСТОРИЯ ПОЧТЫ И ПОЧТОВОЙ МАРКИ: МИР ФИЛАТЕЛИИ
По материалам
В.А.Новоселова © 2005-2006
публикуется с разрешения автора DN144
ЛЕГЕНДАРНЫЕ МАРКИ
Треуголки Мыса Доброй Надежды
Первые марки Мыса Доброй Надежды – мечта любого филателиста. Они были первыми марка-ми Африки и первыми марками необычной треугольной формы.
Идея выпустить собственные почтовые марки возникла уже в 1846 году. По этому поводу было издано специальное распоря-жение, а лондонская типография «Перкенс, Бэкон & Петч» по-лучила даже заказ на изготовление
матриц и печатных форм, который вскоре был аннулирован.
В августе 1852 года к заказу вернулись вновь, но проект марок был уже другим. Марки должны были быть треугольными.
Существует множество гипотез о необычной форме марок, иногда очень экзотичных. Однако подлинное объяснение носит весьма прозаичный характер. В то время в почтовых отделениях, особенно в глубинке, работало много
местных жителей, которые почти все были неграмотны и при сортировке писем не могли отличить внутреннюю корреспонденцию от писем, прибывших из-за границы. Это навело генерального почтмейстера Чарльза Белла на мысль выпустить марки
необычной формы, которая бы легко позволяла неграмотным почтовым служащим различать характер почтовой корреспонденции.
Белл, сам подготовил эскиз, и заказ оправил в Лондон. Почтовые марки Мыса Доброй Надежды были отпечатаны фирмой «Перкинс, Бэкон & Петч» и поступили в продажу 1 сентября 1853 года и сразу приобрели большую
популярность.
В 1860 году запасы марок подходили к концу. Очередная готовая партия почтовых марок из Лондона запаздывала, и почтовым властям пришлось заказать небольшую партию в местной типографии «Саул Соломон & Компани»
(Saul Solomon).
Фирма заказ выполнила, хотя ее продукция и получилась довольно кустарной. Однако исправ-лять что-то было уже поздно и марки поступили в обращение. Эти марки находились в обра-щении с 23 февраля 1861 по
апрель 1862 года. Среди коллекционеров они получили название «Вудблокс» (деревянная форма).
Дело в том, что печатные формы были изготовлены методом ксилографии. Такая технология применяется и ныне. Режется ис-ходное клише из твердого дерева (тис и т.п.), с него делаются слепки (например, гипсовые)
по числу марок в листе, а на полу-ченный полуфабрикат осаждают электролитическим способом металл, и готова форма для печати [
1].
Следует сказать, что в обращении находились две марки оди-накового рисунка, но разных номиналов: 1 пенни – красного цве-та и 4 пенса – синего цвета. При сборке печатной формы была допущена ошибка – один элемент
четырехпенсовика попал в формы для марок 1 пенни, и соответственно «лишний» элемент марки в 1 пенни тоже попал в «чужую» печатную форму. В результате получилась довольно редкая ошибка – имелись обе марки с «чужим» цветом. Для почты
и населения это не имело никакого значения, так как неграмотное население ориентировалось на цвет марок.
Известностью среди филате-листов «Вудблоксов» с ошиб-кой в цвете мы обязаны двум английским морякам, которые привезли из Кейптауна в 1863 году пакет с гашеными «тре-уголками».
Получив марки в виде лоте-рейного выигрыша, они реши-ли избавиться от него, и про-дали все марки молодому Стен-ли Гиббонсу, который торговал в аптеке отца снадобьями и почтовыми марками. Именно в пакете
Стенли Гиббонс и обна-ружил эти уникальные марки.
Утверждают, что эта счастливая находка и крупная сумма денег, которую выручил Стенли, положила начало его карьеры и начало известнейшей во всем мире филателистической фирмы «Стенли Гиббонс».
Примечания автора:
[
1] Привожу замечание одного из читателей: «по поводу происхождения клички Woodblocks, которыми наградили эти марки, существуют две версии, одна из которых мне нравится больше (клише монтировались на деревянных брусках, используемых
в качестве подкладок), а вторая меньше (из-за внешнего сходства характера исполнения, в частности, грубости рисунка, с ксилографическим оттиском)».
|