ИСТОРИЯ ПОЧТЫ И ПОЧТОВОЙ МАРКИ: МИР ФИЛАТЕЛИИ
По материалам
В.А.Новоселова © 2005-2006
публикуется с разрешения автора DN144
ЛЕГЕНДАРНЫЕ МАРКИ
«Черный пенни»
|
Марки в 1 и 2 пенса на фоне пробного листа
без буквенных индексов
|
Никто не предполагал в 1840 году, что мар-ка, выпущенная огромным тиражом – 68 мил-лионов экземпляров (68157600 экз.), станет легендарной. «Черный пенни» большой ред-костью не является, но является очень знаме-нитой
маркой.
Любой коллекционер, имеющий ее, с гор-достью может показать собеседнику первую марку мира. Но сохранившийся почти полный лист «Черного пенни» действительно удиви-тельная находка!
Часть листа из 216 марок была совершенно случайно обнаружена в архиве покойного сэра Роуленда Хилла. Сейчас этот уникальный блок хранится в британской королевской кол-лекции и лишь изредка он демонстрируется
на крупнейших международных и всемирных филателистических выставках.
Полный лист «Черного пенни» состоит из 240 марок, 20 горизонтальных рядов по 12 марок в ряду, что составляет по номиналу один фунт стерлингов – очень большую сумму для своего времени. Вероятно, именно это обстоятельство
и удерживало покупателей от его приобретения. Каким чудом уцелел почти полный лист, остается только гадать: ведь найден он был приклеенным на стене поч-товой конторы. И, несмотря на все предо-сторожности, при его отделении сохранить
оригинальный клеевой слой не удалось.
Вот тут невольно вспоминаешь, что уже в апреле 1840 года, за несколько дней до офи-циального выпуска «Черного пенни» в прода-жу, полиграфисты фирмы «Перкинс, Бэкон & Петч» [
1] плакались в интервью одной городской газете: «Вот уже пять дней мы занимаемся нанесением клеевого слоя на марки, и трудности, с которыми мы столкнулись, не поддаются описанию».
Главным компонентом клея стала смесь картофельного и пшеничного крахмала со столярным клеем. Однако, несмотря на все трудности, свою работу полиграфисты выполнили великолепно... к огорчению последующих
поколений коллекционеров, до сих пор не скрывающих сожаления, что единственный в мире лист первой марки не только местами лишен клеевого слоя, но и имеет повреждения бумаги - вот какой «хваткой» обладал клей!
Англичане очень любят и бережно сохраняют свою историю и традиции. Так в фила-телистической коллекции библиотеки Британского музея, бережно хранятся не только знаки почтовой оплаты, но и многие предметы, имеющие
отношение к почтовым маркам. В музее есть пресс, на котором печатались первые почтовые марки Англии. Было сообщение в прессе, что в музей попали даже ножницы, которыми отделяли «черного пенни» от листа.
|
|
|
Угловой квартблок
«Черного пенни»
|
На этом прессе печатались первые почтовые марки Англии
|
Памятная медаль
работы Вайона, 1837
|
В результате обсуждения некий Бенджамин Чевертон предложил использовать для почтовой марки портрет юной королевы Виктории. Как писал Чевертон в своем предложении: "В случае подделки ... трудно сказать в чем
будет разница между портретами, но она немедленно будет обнаружена".
За основу была взята работа Вильяма Вайона (Wyon City Medal). Эскиз марки на бумаге выполнил Генри
Кардболд, а дальнейшую работу пору-чили граверам Чарльзу Хиту и его сыну Фредерику. Чевертон же подал идею проставить на всех марках миниатюрные буквенные индексы, оп-ределяющие местоположение каждой из них в печатном листе.
Например, марка с буквами «А» и «В» находилась на пересечении пер-вого горизонтального и второго вертикального ряда. Автор и издатели обосновывали свою задумку борьбой с фальсификаторами, считая, что полностью
повторить печатную форму будет сложно, а частое появление отдельных марок или пар с одинаковыми буквами выявит фальсифи-кацию. Черный пенни печатался с 11 печатных форм, а синий с 15. Многие коллекционеры стремятся иметь экземпляры,
напечатанные с разных печатных форм. А так как тираж с различных форм был разным, то и цена марок различается довольно серьезно. Например тираж "черного пенни" с формы 1 - 10052400 экземпляров, а с формы 11 всего 168000.
Естественно, что печатная форма №1 быстро износилась и потребовалась правка. Поэтому специалисты различают марки, напечатанные до правки формы (1а) и после правки (1b).
О «черном пенни» написаны сотни статей и книг. Да и в данной книге, мы уже касались истории его выпуска. В заключении хочется, чтобы вы посмотрели на уникальное почтовое отправление 1840 года. Напомним, что
одновременно с «черным пенни» вышли и «конверты Малреди», историю которых мы тоже уже рассматривали. Так вот, 15 мая 1840 года на «конверт Малреди» были наклеены 5 первых марок Англии, и почтовое отправление отправилось в Бостон.
В заключение мне хочется рассказать об одном забавном случае с марками, выпущенными к юбилею "черного пенни". В 1990 году во всем мире отмечался 150-летний юбилей первой марки мира. По этому случаю в Лондоне
устраивали грандиозную Всемирную филателистическую выставку. Марки, посвященные этому событию выпустили многие страны. Не осталась в стороне и почта СССР. 15 февраля 1990 года были выпущена серия из 3 марок и почтового блока.
Когда же марки попали в Лондон, то удивлению англичан не было пределов. На одной марке с изображением юбиляра красовались буквы "
ТР", а на другой "
VK". В английском алфавите "
Р" - 16-я буква, а "
V" - 22-я. Напоминаю, что лист «черного пенни» состоял из 20 горизонтальных рядов по 12 марок в ряду. Поэтому в листе не было 22-го горизонтального ряда и 16-й марки в ряду. Когда все это обнаружилось, то почта СССР была вынуждена
напечатать правильные марки. Ну, а весь курьез заключался в том, что серию готовил художник В.Коваль, который особо не задумываясь поместил в углах «черного пенни» собственные инициалы ("
VK") и инициалы своих родственников.
Однако эта задумка российского художника понравилась британским почтовикам и они осу-ществили эту же идею уже в 2000 году при подготовке эмблемы Всемирной филателистической выставки "Stamp Show-2000". В эмблеме
этой выставки есть изображение «черного пенни» с несуществующими буквами "
RM", что значило просто «Royal Мail».
Примечания автора:
[
1] Английское название фирмы – «Perkins, Bacon & Petch»
|