ИСТОРИЯ ПОЧТЫ И ПОЧТОВОЙ МАРКИ: МИР ФИЛАТЕЛИИ
По материалам
В.А.Новоселова © 2005-2006
публикуется с разрешения автора DN144
Баллонная почта
21 ноября 1783 года сконструированный братьями Мон Гольфье воздушный шар (монгольфьер), наполненный дымом, впервые под-нялся в воздух. В его корзине находились и первые в мире воздухо-плаватели – физик
Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд. За 25 минут они пролетели с попутным ветром около 10 километров.
Это историческое событие отмечено на почтовых марках многих стран мира. К сожалению, судьба очень сурова к людям, посягнувшим на неизведанное. 15 июня 1785 года при попытке перелететь через Ла-Манш Пилатр
де Розье погиб. Как не вспомнить при этом судьбу Ю.А.Гагарина – первого космонавта Земли или судьбу легендарного Икара.
Впервые официальная доставка писем по воздуху на воз-душных шарах была осуществлена в начале XIX века [
1].
Во время войны Англии против Дании в 1807 году в блокаде оказались крупные датские острова Заландия и Фюн. Почтовая связь между ними была нарушена. Было решено отправлять почту с помощью воздушных шаров.
Было изготовлено не-сколько аэростатов, которые при попутном ветре доставили почту с острова Фюн на остров Зеландия.
4 сентября 1870 года была провозглашена Французская республика. Париж, осажденный прусскими войсками, находился в полной изоляции от остальной Франции. Республиканцы искали необычное средство связи для общения
Францией. Этим средством оказался воздушный шар.
23 сентября 1870 года в 7 часов 45 минут баллон с грузом почты в 125 кг под управлением пилота (Claude-Jules Duruof), поднялся в воздух. Ошеломленные пруссаки с изумление наблюдали за его полетом, однако
остановить его не могли. Воздушный шар пролетел 104 километра и почта дальше пошла по своим адресатам. Так родилась воздушная почта.
Почтовое ведомство выпустило специальные открытки и конверты на очень тонкой бумаге. На них ставился штамп, либо делалась надпись «Par ballon monte» (для управляемого аэростата) или «Par ballon» (для неуправляемого
аэростата). Кроме писем на воздушных шарах пересылались и клетки с почтовыми голубями, которые доставляли почту из провинции в Париж. Об этом более подробно рассказано в главе "
Голубиная почта".
За время осады Парижа, продолжавшейся более пяти месяцев, из города было запущено 65 воздушных шаров, причем только 5 из них попали в руки пруссаков. За время действия баллонной почты (23.09.1870 – 22.01.1871)
из Парижа было отправлено 2.5 миллиона писем и открыток. Вы можете видеть фрагменты двух писем, отправленные из Парижа в ноябре и декабре 1870 года. Чаще всего такие письма писались на листе тонкой бумаги и затем складывались в
форме кон-верта. Интересно, что ноябрьское письмо баллонной почты Парижа отправлено в Москву.
Спустя 100 лет в Австрии был организован полет на воздушном шаре в ознаменовании этого исторического события в истории почты. В связи с этим почта города Зальцбурга выпустила па-мятный
штемпель с надписью «100 ЛЕТ БАЛЛОННОЙ ПОЧТЫ ПАРИЖА».
Во время франко-немецкой войны опыт применения баллонной поч-ты был использован и осажденными французами в крепости Мец.
Блокада началась 19 августа 1870 года. Доктор Папильон (что по- французски означает бабочка) предложил коменданту крепости мар-шалу Базену использовать для доставки военно-служебной и полевой почты небольшие
воздушные баллоны. Эти баллоны имели обыкновен-ную матерчатую оболочку диаметром около 2 метров и были напол-нены теплым воздухом. Они несли примерно 2,2 кг почты, состоявшей из тонких листков размером 5х10 см. Письма, за исключением
служеб-ных, не должны были содержать никаких военных сообщений. Их до-ставляли коменданту без всякой оплаты и франкировки.
Первый баллон был запущен осажденными 3 сентября 1870 года. Всего же, до капитуляции крепости Мец, отправлено 44 баллона, а с ними около 100000 писем. Однако многие из них не нашли адресатов. Два баллона опустились
в расположении немецких войск. Любопытно, что захваченная корреспонденция отправлялась по имеющимся на ней адресам. Северо-Германский почтовый союз брал за доставку письма соответствующую плату. В этом примере хорошо видна роль
почтовых союзов разных стран. Война войной, а обязательства следует выполнять.
Мецские баллонные письма были названы аэрофилателистами – по имени их «духовного отца» Папильона [
2] – «Бабочками Меца». До настоящего времени сохранилось очень небольшое их количество, что сделало «Бабочек Меца» более редкими, чем аналогичные баллонные письма осады Парижа.
На заре развития воздухоплавания даже Наполеон I проявлял большой интерес к попыткам полетов на воздушных шарах. В молодости он даже сам пытался принять участие в одном из них. Подобным образом действует и наш
президент В.В.Путин, который использует малейшую воз-можность, чтобы испытать себя в достаточно сложных условиях, как-то, самолет, подводная лод-ка и т.п.! Вот только полет в космос откладывается, так как подготовка к нему требует
значи-тельного времени, которого просто нет у президента Путина.
В 1793 году президент США Дж. Вашингтон впервые использовал аэростат в почтовых целях. Его письмо из Филадельфии в Нью-Джерси (15 миль) было доставлено с помощью воздушной почты. Использовались воздушные шары
и в период гражданской войны 1861–1865 годов.
Известен факт, что однажды американский воздухоплаватель Тадеус Лоу доставил секретное сообщение президенту А.Линкольну. Но первый официальный полет воздушного шара с почтой в США состоялся в 1859 году.
Америка очень чтит свои достижения. А так как история ее не очень велика, то круглые даты знаменательных событий отмечается обязательно. Вот и 100-летний юбилей полета первенца американской баллонной почты воздушного шара "Юпитер"
был отме-чен выпуском почтовой марки.
Есть еще одна яркая страница баллонной почты, которая началась 3 октября 1889 года на площади города Сьон в кантоне Веле (Швейцария). Под многочисленные возгласы зрителей в небо был запущен воздушный шар «Вега»,
полет которого должен был доказать возможность полета на воздушном шаре над Альпами.
Данные воздушного шара, изготовленного в Париже (как видно и здесь не обошлось без участия Франции), были внушительны. Его объем составлял 3268 куб. метров, собственный вес – 1490 кг, да еще вес балласта
1600 кг. После 5 часов 44 минут полета воздушный шар «Вега», преодолев Альпы, приземлился во Франции на расстоянии 230 километров от места старта.
Нужно сказать, что в Швейцарии и Австрии баллонная почта давно пользуется большой попу-лярностью. Запуск воздушных шаров, которые несут почтовые отправления коллекционеров дело достаточно регулярное. К этим
полетам почта этих стран готовит и специальные
штемпеля, которые украшают многие коллекции.
Баллонная почта относится к редким видам доставки корреспонденции. Но среди филате-листов она очень популярна. Возникновение баллонной почты раньше было связано с осадой города неприятелем и невозможности пересылать
почтовые сообщения обычным путем. В на-стоящее время осада городов уже не применяется, есть более совершенные средства связи, включая и спутниковую сотовую связь, однако энтузиасты баллонной почты вновь и вновь запускают воздушные
шары и отправляют на них письма. Ведь как романтично получить письмо, доставленное воздушным шаром. А чтобы баллонная почта не стало обыденностью, то органи-заторы таких полетов даже предпринимают некоторые ограничения.
Например, чехословацкая аэрофилателистическая комиссия на одном из своих заседаний (1968 год) приняла решение ежегодно проводить не более трех специальных полетов воз-душных шаров с почтой.
В сентябре 1997 года в Москве прошел Международный спортивный фестиваль воздухоплавателей, посвященный юби-лею столицы. Впервые за всю историю отечественного возду-хоплавания было получено официальное разрешение
на по-леты аэростатов над Москвой. К полетам были подготовлены специальные конверты и штемпеля. Вся корреспонденция га-силась по правилам
FISA (Международного союза аэрофила-телистов).
Баллонная почта перевозилась на борту аэростата «Правительство Москвы». После посадки аэростата на обратной стороне конверта ставился календарный штемпель. Все конверты имели сертификат. Ну а о масштабах
этой акции можно судить по штемпелю сертификата (перевезено 21 письмо на «Аэростатике-02» и 200 писем на «Правительстве Москвы»). Опять широко раз-рекламированная филателия для избранных. Интересно хватило ли этого количества самому
правительству Москвы?
А вот пример организации полетов баллонной почты, достойный подражания.
Ежегодно с 1995 года в Риге проходят «Дни марки», замечательный праздник коллекцио-неров. К открытию «Дня марки-98» латвийская почта подготовила два сюрприза всем почита-телям почтовой марки: в этот день
каждый желающий мог отправить послание баллонной или автомобильной почтой. Следует отметить, что баллонная почта Латвии имеет уже свои тради-ции. Знаменитые фестивали баллонной почты известны далеко за ее пределами. Интересно,
что сувенир баллонной почты является и лотерейным билетом.
Примечания автора:
[
1] Первая доставка почты на воздушном шаре в частном порядке, состоялась несколько раньше. 7 января 1785 года была предпринята попытка перелета на воздушном шаре из Англии во Францию. Пилоты Бланшар и Джеффис захватили с собой «большой
пузырь с письмами знатных лиц к своим друзьям во Франции».
[
2] Как сообщил мне один из читателей «практической организацией баллонной почты в Меце занимался Жульен Жаннель, в честь которого в Меце, именно по этому поводу установлена мемориальная доска».
|
Жульен Жаннель |
|