По материалам издания "Советский коллекционер" © 2005-2013
Репринт подготовлен по заказу группы Coindepo CDG0011
М. Соколов "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ И РОССИЯ НА ИНОСТРАННЫХ МАРКАХ" (продолжение)
- Строительство социализма и коммунизма в СССР
- Образование Союза Советских Социалистических республик
- Стройки пятилеток; развитие промышленности
- Коллективизация и механизация сельского хозяйства
- Транспорт и связь; советская авиация
- Содружество советских новаторов промышленности и сельского хозяйства с новаторами социалистических стран
- Внешняя торговля; участие СССР в зарубежных выставках и ярмарках.
В этот раздел войдут многочисленные марки, в рисунках которых отражены советские стройки пятилеток, индустриальные и сельскохозяйственные пейзажи (см. илл. 12).
Так, на марках Болгарии (№880, 1952), Румынии (№1489, 1953) и Чехословакии (№839, 1953) изображен Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина; на марке Кубы (№1590, 1967) картина П. Котова (доменная печь
№1 Кузнецкстроя). Однако в большинстве случаев подобные изображения встречаются обощенными, не привязанными к месту и времени, хотя нетрудно установить, что образцом для многих из них служили совершенно конкретные предприятия и
ландшафты СССР.
Марки некотрых социалистических стран посвящены советским новаторам промышленности или сельского хозяйства, обменивающимся опытом с зарубежными друзьями. Такие сцены воспроизведены на марках Венгрии (№1156,
1956) и Чехословакии (№885-886, 1954).
На почтовой марке ГДР (№133, 1951) – портреты советского токаря, лауреата Государ-ственной премии П. Быкова, неоднократно приезжавшего в ГДР, и немецкого рабочего-металлиста, лауреата национальной премии Э.
Вирта, инициатора применения скоростного резания металлов по методу Быкова.
Э. Вирт был избран членом ЦК СЕПГ и возглавил Новаторский центр в Дрездене, зани-мающийся распространением опыта передовых рабочих ГДР, СССР и других социалисти-ческих стран.
К четвертому разделу относятся также многочисленные почтовые марки, на которых показаны советские машины, главным образом, это автомобили, самолеты и вертолеты, локомотивы, суда на подводных крыльях, приобретенные
и используемые другими странами. Нередко, однако, ни на марке, ни в каталоге нет указания на то, что это именно советские машины. В определении принадлежности таких «немых» марок к Советике необходимо, разумеется, проявлять осторожность.
- Великая Отечественная война Советского Союза; Интернациональная освободительная миссия Советской Армии
- Совместная борьба Вооруженных сил СССР и других стран
- Партизанская борьба и движение Сопротивления
- Освободительная миссия Советской Армии
- Советские полководцы
- Праздник Победы.
Значение этого раздела с каждым годом вырисовывается все реальнее. Если взять только почту Франции, то в ее эмиссиях найдем марку в честь русской по происхождению участницы Сопротивления Элизы Ривэ, казненной
гитлеровцами в концлагере Равенсбрюк в 1945 году (№1347, 1961); марку в честь 20-летия Победы с изображением флагов антигитлеровской коалиции, в том числе СССР (№1511, 1965); марку с изображением подписания Акта о военной капитуляции
Германии в Берлине-Карлсхорсте (№1714, 1970); марку, посвященную полку «Нормандия-Неман», воевавшему в составе советских Военно-Воздушных сил.
Заслуживают внимания и марки малых стран. Так, на марке Монако изображен обелиск Победы в Минске (№793, 1964), а на марке Гренады – продвижение советских танков к центру Берлина и портрет Маршала Советского
Союза Г.К. Жукова (№384, 1970) (см. илл. 13).
Литература
- Филателистический каталог "Липсия" ГДР;
Прим. редакции: здесь и далее номера марок приводятся по данному каталогу.
- Н. Хохлов "Память сердца" // "Известия" 18 ноября 1971
|