По материалам издания "Советский коллекционер" © 2005-2013
Репринт подготовлен по заказу группы Coindepo CDG0012
Н. Лучник, Обнинск ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПОЧТА РОССИИ (продолжение)
Круглые штемпеля клеймения
В апреле 1860 года были введены новые стандартные почтовые штемпеля круглой формы (см. илл. 4). В их верхней части указывалось название железной дороги, в нижней – название города или номер почтового вагона.
Номер обозначал не маршрут, как в более поздних штемпелях, а порядковый номер вагона той же линии. Рядом с числом месяца справа или слева от него, иногда в «лежачем» положении, имеется цифра, означающая порядковый номер станции.
Она переставлялась после каждой остановки поезда.
Штемпелями этого типа клеймили только безмарочные письма, а также письма с марками, погашенными точечными штемпелями. После отмены точечных круглые штемпеля стали пер-выми календарными штемпелями гашения.
КАЛЕНДАРНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПОЧТОВЫЕ ШТЕМПЕЛЯ (1868-1890)
Русские железнодорожные гашения пока еще мало изучены. Поэтому нет смысла пытаться составить список всех известных гашений с их разновидностями – будучи чрезвычайно гро-моздким, он заведомо был бы очень неполным.
Гораздо важнее дать расшифровку номеров маршрутов почтовых вагонов для разных периодов и дать перечни почтовых отделений, ко-торые должны были иметь штемпеля.
В официальных и справочных изданиях время от времени публиковались списки почтовых отделений, а изменения и дополнения к ним печатались (но, к сожалению, далеко не во всех случаях) в официальной части «Почтово-телеграфного
журнала». Это позволило довольно полно восстановить историю железнодорожных почтовых отделений, но отнюдь не историю применявшихся ими штемпелей.
Из всех русских почтовых штемпелей только «точечные» и самые первые круглые кален-дарные (образца 1860 года) изготовлялись централизованно. Обычно же их заказывали в местных мастерских, что породило множество
разновидностей, а зачастую и отклонений от официальных требований.
Мы не можем останавливаться на всем их многообразии и дадим описание и изображение штемпелей самых основных типов и только некоторые из их вариантов.
Введение нумерации самих почтовых вагонов и новых типов железнодорожных штемпелей относится к 1869 году. Эти штемпеля применялись не только для гашения марок и клеймения корреспонденции, но и в качестве транзитных.
По-видимому, они ставились на письма при каждой сортировке. Встречаются конверты этого периода с большим числом разных штем-пелей почтовых вагонов; ими документировался всеь путь письма. Позже от этой практики отказались.
Основной отличительной чертой всех штемпелей первого периода является способ напи-сания даты. Она располагалась в центре штемпеля в три строки, причем месяц обозначался буквами. Сам штемпель имеет форму одинарного
круга (изредка восьмиугольника).
Штемпеля вокзалов
В отличии от календарных штемпелей образца 1860 года, на штемпелях первого периода название почтового отделения располагалось по окружности в верхней, а не в нижней части. В нижней части надписи довольно разнообразны.
Чаще всего это название железной дороги, реже – номер отдела перевозки почты по железным дорогам (например, «6-го ОТДЕЛА Ж.Д.») или просто обозначение «СТ.Ж.ДОР.».
Вначале на штемпелях применяли буквы и цифры с засечками (см. илл. 5), с конца 1870 годов перешли на шрифт без засечек (см. илл. 6).
В начале первого периода существовало около 30 почтовых отделений на вокзалах, к концу их количество почти утроилось (см. табл. 2).
Литература
- Каталог почтовых марок бывшей Российской Империи, РСФСР и СССР на 1924 год.
Вып. 2, Изд. 2 // Москва Изд. Уполномоченного по филателии и бонам в СССР, 1924
- Боянович М. «Королевство Польское. Русские железнодорожные гашения» // «Филателия СССР», 1969 №12, с.12
- Tchilinghirian S.D., Stephen W.S.E. Stamps of Russian Empire Used Abroad.
Part 1-6 Bristol-Aberlour, 1957-1960
- Ashford P.T. Transcaucasian railway cancellations – “Brit. J. Russian Philately”, 1955 #18
- Wortman A.H. Oval railway postmarks – “Brit. J. Russian Philately”, 1949 #3
- Wortman A.H. The early railway postmarks – “Brit. J. Russian Philately”, 1955 #19
- Wortman A.H. Postmarks of the little railways of the St.Petersburg district
“Brit. J. Russian Philately”, 1956 #20
- Wortman A.H. Early postmarks of the Trans-Siberian railway = “Rossica”. 1963 #65
- Wortman A.H. Russia: covers and cancellation 1773-1923
“The London Philatelist”, 1966 vol. 75 #877
- Wortman A.H. The earliest oval railway cancellations – “Brit. J. Russian Philately”, 1967 #40.
- Пригара С.В. Русская почта в Империи, в Турции, в Китае и в Царстве Польском
Издано в Нью-Йорке, 1941
- Kethro W.E.C. Russian railway termini – “Brit. J. Russian Philately”, 1956 #20
- Kethro W.E.C., Barry J. List of railway routes 1912-1913 with distances
“Rossica”, 1959-1961, #57-61
- Kethro W.E.C., Barry J. Railway postmarks of imperial Russia – “Rossica”, 1955 #46-53
- БСЭ 2 Изд. Т.15, с. 626-627; Т.34, с. 328; Т.46, с. 440
- Соколов Н.И. Перевозка почт по железным дорогам в России
«Почтово-телеграфный журнал» Отд. неофициальный, 1895, Т.8 №6, с. 680; №7, с. 770.
- Почтово-телеграфный журнал. Отдел официальный. Спб., 1888-1919.
В этом издании публиковались официальные материалы Главного управления почт и телеграфов до 1888
года;
- Сборник постановлений и распоряжений по Почтово-телеграфному ведомству в 2-х частях. Часть 1. Почтовая // Спб, 1885
- Сборник распоряжений Главного управления почт и телеграфов // Спб., 1885-1887
- Реммер К. Материалы для исправлений и дополнений Сборника постановлений и распоряжений по Почтово-телеграфному ведомству // Кишинев, 1892
Дополнения
к ним, Кишинев 1893 и 1895.
- Вовин Я. «Номерные штемпеля России 1858-1876»
«Филателия СССР», 1969, №11, с.10
|