Аукцион Магазин почтовых марок Обменный пункт WMT Каталоги Stamp Открытый форум

Советский коллекционер
ISSUE YEAR: 1974
ISSUE COUNTRY: RUSSIA
ISSUE TYPE: GENERAL & STANDARD


     По материалам издания "Советский коллекционер" © 2005-2013
     Репринт подготовлен по заказу группы Coindepo CDG0012

     Н. Лучник, Обнинск
     ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПОЧТА РОССИИ: ИСТОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ

     (продолжение)

    С развитием сети железных дорог увеличивалось и число железнодорожных почтовых отделений. К 1917 году оно возросло примерно в 6 раз (см. илл. 1, где А – число нумерован-ных маршрутов почтовых вагонов, Б - число ж-д почтовых отделений на вокзалах).

    Списки железнодорожных почтовых отделений непрерывно подвергались не только количественным изменениям. Изменя-лось направление маршрутов почтовых вагонов. Одни почто-вые отделения на вокзалах закрывались, другие открывались. После того, например, как маршрут №69 Самара-Оренбург был продлен до Ташкента, ставшего его конечной станцией, железнодорожное почтовое отделение в Оренбурге было закрыто, так как в Ташкенте имелось такое отделение. Или другой пример: после продления маршрута №165 Кавказская-Ставрополь до Екатеринодара (ныне город Краснодар) воз-никла необходимость в создании нового железнодорожного отделения в этом городе.

    Основные маршруты почтовых вагонов имели порядковые номера, причем прямой и обратный маршруты получали соот-ветственно нечетный и четный номера (№1, например, был присвоен маршруту Санкт-Петербург-Москва, №2 – маршруту Москва-Санкт-Петербург).

    С течением времени новые маршруты получали новые номера, иногда изменялось значение старых. Интересно, что номера некоторых маршрутов остаются неизменными до сих пор. Маршрут №1-2 и в наши дни также существует на линии Ленинград-Москва.

    Бывало и так, что маршрут №243, например, менял свое направление на протяжении одного десятилетия целых пять раз. Причиной обычно служило удлинение или укорочение маршрута. Так, после окончания русско-японской войны маршрут №265 Харбин-Порт-Артур был укорочен до Куанчензцы, ставшей пограничной станцией.

    Случалось также соединение и разделение маршрутов. В порядке исключения из правила очень немногочисленные маршруты почтовых вагонов находились в ведении территориаль-ных почтовых округов. Так, в 1915 году маршруты №№151-152, 157-158, 287-288 подчинялись Саратовскому, а маршрут №189-190 Томскому округам.

    Временным и местным железнодорожным почтовым маршрутам номера не присваивались. Так, при строительстве Средне-Азиатской железной дороги между станциями Чарджуй (ныне Чарджоу) и Самаркандом временно эксплуатировался почтовый маршрут, совсем не имевший номера. Когда же дорога была доведена до конечной станции Ташкент, маршрут Чарджуй-Ташкент, став постоянным, получил номер 205.

    Не нумеровались также постоянные почтовые маршруты пригородных поездов и местных линий, таких, например, как Санкт-Петербург-Ораниенбаум, Москва-Раменское, Рига-Туккум и т.п. В большинстве случаев они входили в подчинение территориальных почтовых округов и потому стоят несколько особняком.

    В ведение Главного Управления перевозки почт по железным дорогам входили и почтовые отделения русских железных дорог, пролегавших по территории других государств, напри-мер, Китайско-Восточная и часть Средне-Азиатской железной дороги. Между тем, часть отделений, находившихся на русской территории, ему не подчинялось. Это касалось Царства Польского (до 1870 года) и Великого Княжества Финляндского. Поэтому финских железнодо-рожных гашений мы касаться не будем.


ШТЕМПЕЛЯ РУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ПОЧТЫ

    В общее понятие «железнодорожные почтовые штемпеля» включаются только штемпеля почтовых отделений, подчиненных Управлению перевозки почт по железным дорогам.

    Штемпеля почтовых отделений, расположенных на вокзалах, но подчиненных местным почтовым округам, к числу железнодорожных не относятся даже в тех случаях, если на них имеется надпись «вокзал».

    Классификация железнодорожных почтовых штемпелей может быть рассмотрена двояко: по назначению штемпелей и по их хронологии. По назначению они распадаются на три группы: штемпеля почтовых отделений на вокзалах, нумерованных и ненумерованных почто-вых маршрутов. Хронологически их можно разделить на четыре группы:

  • Ранние штемпеля клеймения и гашения
    (до создания Управления перевозки почт по железным дорогам);
  • Календарные штемпеля с датой в три строки;
  • Календарные штемпеля с крестообразно расположенной датой;
  • Календарные штемпеля с датой в одну строку.

    Последние три группы соответствуют трем периодам русских календарных штемпелей гашения. Что же касается железнодорожных почтовых штемпелей, то введение их новых типов, как правило, совпадало по времени с очередной реорганизацией в системе Главного Управления перевозки почт по железным дорогам.


    

Литература

  1. Каталог почтовых марок бывшей Российской Империи, РСФСР и СССР на 1924 год.
    Вып. 2, Изд. 2 // Москва Изд. Уполномоченного по филателии и бонам в СССР, 1924
  2. Боянович М. «Королевство Польское. Русские железнодорожные гашения» // «Филателия СССР», 1969 №12, с.12
  3. Tchilinghirian S.D., Stephen W.S.E. Stamps of Russian Empire Used Abroad.
    Part 1-6 Bristol-Aberlour, 1957-1960
  4. Ashford P.T. Transcaucasian railway cancellations – “Brit. J. Russian Philately”, 1955 #18
  5. Wortman A.H. Oval railway postmarks – “Brit. J. Russian Philately”, 1949 #3
  6. Wortman A.H. The early railway postmarks – “Brit. J. Russian Philately”, 1955 #19
  7. Wortman A.H. Postmarks of the little railways of the St.Petersburg district
    “Brit. J. Russian Philately”, 1956 #20
  8. Wortman A.H. Early postmarks of the Trans-Siberian railway = “Rossica”. 1963 #65
  9. Wortman A.H. Russia: covers and cancellation 1773-1923
    “The London Philatelist”, 1966 vol. 75 #877
  10. Wortman A.H. The earliest oval railway cancellations – “Brit. J. Russian Philately”, 1967 #40.
  11. Пригара С.В. Русская почта в Империи, в Турции, в Китае и в Царстве Польском
    Издано в Нью-Йорке, 1941
  12. Kethro W.E.C. Russian railway termini – “Brit. J. Russian Philately”, 1956 #20
  13. Kethro W.E.C. , Barry J. List of railway routes 1912-1913 with distances
    “Rossica”, 1959-1961, #57-61
  14. Kethro W.E.C., Barry J. Railway postmarks of imperial Russia – “Rossica”, 1955 #46-53
  15. БСЭ 2 Изд. Т.15, с. 626-627; Т.34, с. 328; Т.46, с. 440
  16. Соколов Н.И. Перевозка почт по железным дорогам в России
    «Почтово-телеграфный журнал» Отд. неофициальный, 1895, Т.8 №6, с. 680; №7, с. 770.


[ Оглавление сборника] [ 1][ 2][3][ 4][ 5][ 6][ 7][ 8][ 9][ 10][ 11][ 12][ 13]

Issue Date Issue Title Michel Cat.# MNH, Euro Used, Euro


Дирекция и редакционная коллегия Партнерская программа Полезные ссылки Контакты Справка