Аукцион Магазин почтовых марок Обменный пункт WMT Каталоги Stamp Открытый форум

Postage Stamp & Postal History
ISSUE YEAR: 2005
ISSUE COUNTRY: RUSSIA
ISSUE TYPE: GENERAL & STANDARD


     ИСТОРИЯ ПОЧТЫ И ПОЧТОВОЙ МАРКИ: МИР ФИЛАТЕЛИИ

     По материалам В.А.Новоселова © 2005-2006
     публикуется с разрешения автора DN144



     ЗНАМЕНИТЫЕ ФИЛАТЕЛИСТЫ

    Филателистические заслуги некоторых коллекционеров и энтузиастов знаков почтовой оплаты были так велики, что отмечены выпуском персональных памятных марок различных стран. О некоторых из них уже рассказано в главе «Рождение почтовой марки», а сейчас речь пойдет о крупнейших коллекционерах, оставивших большой след в истории филателии.
    Расскажем о некоторых из них более подробно об этих людях. Следует отметить, что обо всех известных коллекционерах рассказать невозможно, а любой небольшой список вызовет возра-жение, почему эти, а не другие.
     Автор решил ограничить этот список и включить в него Филиппа Феррари («король филате-листов»), родоначальника тематического коллекционирования Теодора Стейнвея, эксперта и «отца научной филателии», родоначальника филателистической журналистики Эдварда Лойнс Пембертона и одного из самых удачливых торговцев Теодора Чампиона.

Филипп Феррари 1848-1917

      ФИЛИПП ФЕРРАРИ

    Филипп Феррари (1848-1917) – итальянец по происхождению. Он создал коллекцию, о которой и сейчас ходят легенды. Она включала в себя «все когда-либо вышедшее из-под печатного станка, чтобы ис-полнять функцию знака почтовой оплаты». Достаточно сказать, что в его коллекции были все почтовые марки, о которых мы говорили в главе « Легендарные марки», а многие из них даже в нескольких экземплярах.

    Филипп Феррари родился в 1848 году в семье герцога Кальярского, предки которого родом были из Генуи. С раннего детства большое влияние на ребенка оказывала его мать, считавшаяся богатейшей жен-щиной Европы. Она и привила сыну страсть к филателии, даже приоб-рела ему самые дорогие коллекции, включая и те, известные, что про-давал барон Ротшильд.
    Довольно скоро фамилию Феррари стали с почтением произносить в филателистических кругах. В поисках редких марок он разъезжал по Европе, иногда в сопровождении Стэнли Гиббонса, основателя ныне ведущей английской филателистической фирмы. Торговцев он «очаровывал» тем, что никогда не спорил из-за цены марки: если она ему была нужна, готов был выложить за нее столько, сколько запрашивали.

    Сохранились свидетельства, как Феррари совершал покупки: «Просматривая коллекцию, он выбирал, как правило, множество марок и складывал их горкой. Затем доставал из своих бес-численных карманов одну за другой золотые монеты до тех пор, пока рядом не вырастала еще одна такая горка. Если продавец принимал это предложение, сделка считалась совершенной. Феррари брал марки руками и размещал их в своих карманах, отчего их качество едва ли становилось лучше. А дома Пьер Маэ [ 1] классифицировал марки, не обращая внимания на их состояние».
    С годами коллекция Феррари приобретала все большую известность, хотя сам он рекламы избегал, в выставках не участвовал и вообще старался держаться в тени. Под марки у него была отведена отдельная комната, альбомов он не признавал, а вместо них использовал листы плотной бумаги размером 35х15 см. Марки располагались на них в два ряда, по десять в каждом. Специальное помещение предназначалось для почтовых карточек и конвертов.

    Феррари исколесил почти всю Европу, бегло говорил на шести языках и имел друзей в разных странах. В начале первой мировой войны Феррари, имевший германское подданство, вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию. Однако он всю свою коллекцию завещал Германии. Его коллекция должна была занять почетное место в Имперском почтовом музее.

    Судьба уникальной коллекции трагична. После смерти Феррари в 1917 году, Франция кон-фисковала коллекцию и объявила об ее распродаже. Все вырученные деньги должны были пойти в счет репарационных платежей Германии.
    Несколько аукционов 1921–1925 годов уничтожили крупнейшую коллекцию почтовых марок. Сегодня, конечно же, мы можем лишь сожалеть, что уникальная коллекция, принадлежавшая «пионеру филателии» Филиппу Феррари, вопреки его воле разошлась по частным собраниям, оказавшись «за семью печатями», а не стала бесценным достоянием почтовых музеев. Однако следует отметить, что на одном из аукционов представители Советского Союза приобрели часть коллекции Феррари, содержавшую марки земской почты. В настоящее время она хранится в Музее связи имени А.С.Попова в Санкт-Петербурге.

Теодор Стейнвей

      ТЕОДОР СТЕЙНВЕЙ

    В почтовой серии Лихтенштейна, рассказывающей о наших выда-ющихся коллегах-филателистах, есть марка с портретом американца Теодора Стейнвея (1883–1957).
    Внук основателя всемирно известной фирмы по производству пиа-нино Г.Э.Стейнвея, Теодор с юных лет был, можно сказать, обречен на карьеру бизнесмена. Но к тому времени, когда настал его черед воз-главить фирму, он уже был вполне сформировавшимся филателистом. Круг его интересов охватывал европейскую классику, в особенности эмиссии германских государств, а также почтовые гашения на первых выпусках Маврикия, Барбадоса, Тринидада, острова Св. Елены и других небольших британских колоний.
    Признание Стейнвею принесла его организаторская работа в клубе коллекционеров Нью-Йорка, выросшем на базе местного филателис-тического общества, созданного на заре филателии в 1887 году. Много времени он отдавал созданию и каталогизации филателистической библиотеки клуба. Стейнвей основал Американ-скую филателистическую федерацию и Ассоциацию марочных выставок, в которой на протяже-нии 35 лет являлся казначеем.

    Деятельность Стейнвея не осталась незамеченной в Европе. Его избрали членом Британского королевского филобщества, а в 1947 году пригласили для подписания списка выдающихся фи-лателистов, который периодически составляется в Англии. По инициативе Стейнвея и при его содействии были проведены международные выставки в Нью-йорке в 1913, 1926 и 1936 годах. В них он участвовал и как член жюри.

    Теодор Стейнвей одним из первых понял и оценил возможности тематического коллекцио-нирования. Если заслуга многих «пионеров филателии» в том, что они стремились придать этому виду коллекционирования черты научности и систематики, обратить внимание на необходимость глубоких исследований, то Стейнвея больше помнят за другое: за неустанные попытки пре-вратить филателию в массовое увлечение. Некоторые люди, знавшие его, утверждали, что спо-собности Стейнвея - организатора превзошли способности Стейнвея - филателиста. Иногда его даже называли «филателистом по связям с публикой».

    «Музыкальная» родословная Т.Стейнвея не могла не отразиться на его увлечении. Он одним из первых в мире стал собирать мотивную коллекцию «Музыка». Среди почтовых миниатюр, повест-вующих о крупнейших музыкальных событиях и деятелях музыки, жемчужинами выглядели письма, отправленные великими композиторами, певцами и исполнителями. Стейнвей дружил с польским пианистом и государственным деятелем Яном Падеревским, посещавшим США с гаст-ролями в годы, предшествовавшие первой мировой войне.

    Теодор Стейнвей умер в апреле 1957 года в Нью-йорке в возрасте 74 лет. Один из журналов писал в те дни: «Он (Стейнвей) занимает место в ряду гигантов американской филателии, и его яркой личности будет недоставать по обе стороны Атлантики».

Теодор Чампион

      ТЕОДОР ЧАМПИОН

    Два человека, внешность которых не вызывала никаких подозрений, оглядываясь по сторонам, подошли к одному из стендов и попытались извлечь из-под защитного стекла дорогие марки. Попытка не удалась, их немедленно арестовали, доставили в полицию. Когда личности зло-умышленников были установлены, полицейские не поверили своим глазам: перед ними сидели два известнейших на всю Европу человека – барон Альфонс де Ротшильд и крупнейший филателист и торговец Теодор Чампион.
    Нет, они совсем не собирались грабить. Шел 1933 год. К власти в Германии пришел Гитлер, антисемитская кампания набирала обороты, и барону Ротшильду, еврею по происхождению, пожелавшему участ-вовать в крупной филателистической выставке в Вене, пришлось это делать анонимно. Однако опасения за судьбу выставленной им коллек-ции оставались, и Чампион предложил своему приятелю незаметно изъять некоторые ценные экземпляры.

    Несостоявшихся грабителей отпустили, и в биографии Чампиона этот эпизод так и остался приключением, нисколько не повлиявшим на его репутацию. А она складывалась годами.
    Клиентами его магазина на парижской улице Друо, 13 были английский король Георг V, румынский Кароль I, египетский Фуад и принц Монако Фердинанд. А когда приезжал за марками Альфонс XIII, близлежащие кварталы оцеплялись полицией, стремившейся не допустить поку-шения на жизнь испанского монарха. Но, пожалуй, более всего, Чампион гордился тем, что ему приходилось выполнять заказы некоронованного короля филателии Филиппа Феррари, часто посещавшего магазин на улице Друо.

Базельская голубка, 1845

  Как отмечали современники, для Теодора Чампиона марки бы-ли больше призванием, нежели выгодным коммерческим пред-приятием. К филателии он обратился еще в детском возрасте, в 1880 году, и так серьезно проявил себя на новом поприще, что один из цюрихских торговцев предложил ему, девятилетнему пареньку, ряд образцов уже тогда знаменитой «базельской голубки» 1845 года. Теодор отказался – откуда у мальчика мог-ли быть такие деньги?

    Теодор родился в Швейцарии в 1873 году. В юности привязанность к маркам делил пополам с велоспортом, но потом филателия окончательно взяла верх. После переезда в Париж он участ-вовал в работе французского филателистического общества, выступая как редактор разного рода изданий. Довелось ему внести свою лепту в организацию почтового музея в Париже, а в 1902 году Луи Ивер, основатель популярнейшего справочника для филателистов, пригласил его редактировать каталог. Для этого он прилежно изучил все подобные издания, которыми так богата Франция. Здесь вышел первый в мире каталог – назовем так тонюсенькую книжечку 1861 года, выпущенную страсбургским печатником М.Бергером-Левро. 

Альбом для марок
Лаллье

    А год спустя в Париже появляется первый альбом для марок «Лаллье». Филателистическая жизнь в Париже шла в гору, Париж постепенно превращается в Мекку филателистического мира. Жизнь в «столице филателии» давала владельцу мага-зина на Друо превосходные возможности для пополнения своей коллекции редчайшими марками.

    Его заслуги и знания не остаются незамеченными; в Англии и Франции Чампион удостаивается высших филателистических почестей. А адрес «Старинный дом, Друо, 13» есть в Париже и сейчас. В нем, как и прежде, находится филателистический магазин.

Эдвард Лойнс Пембертон

      ЭДВАРД ЛОЙНС ПЕМБЕРТОН

    Эдвард Лойнс Пембертон родился в 1844 году в Нью-Йорке, куда эмигрировал из Англии его отец. Эдвард рано осиротел, и его отпра-вили назад, к родственникам в Бирмингем. Как и многие мальчишки, коллекционировать марки начал в детстве.
    Первым среди британских филателистов он осознал, что почтовые выпуски требуют подробной научной систематизации, и всегда отвер-гал попытки тех, кто стремился упростить понятие коллекциониро-вания, сводя его к чистому собирательству.

    В сентябре 1861 года в журнале «Битон'с Бойз Мэгэзин» появилось объявление: «Э.Л.Пембертон, Уорстон Хаус, близ Бирмингема, будет рад обменяться марками по почте». Примерно тогда же он подготовил список, который можно считать первым печатным прейскурантом марок (один экземпляр сохранился в Британской библиотеке).

    В те далекие времена, английские филателисты к своему увлечению относились, как правило, не очень серьезно, собирали марки не приберживаясь никакой классификации. На Пембертона же сильное впечатление произвела переведенная на английский язык книга о марках-подделках, написанная знаменитым бельгийцем Моэнсом – одним из первых филателистов мира.
    Пембертон начал досконально изучать имеющиеся почтовые марки. В 1863 году в соавторстве с Торнтоном Льюсом он издал получивший широкое признание труд «Поддельные марки: как их определить». Далее Пембертон решительно двинулся завоевывать мир филателистической жур-налистики. В 60-х годах XIX века несколько филателистических изданий возникли, но быстро закрылись, оставив еле заметный след на филателистическом горизонте.

    В 1864 году Пембертон смог убедиться, что филателистическая журналистика – достаточно рискованное предприятие. Он стал редактором «Стэмп коллектор'с рекорд», но сумел выпустить всего семь номеров. Правда, вскоре ему удалось основать журнал «Филателик джорнэл» и издать справочник для коллекционеров, что позволило ему довольно скоро завоевать репутацию фила-телистического эксперта.
    В качестве эксперта Эдвард Лойнс Пембертон пользовался таким признанием, что ни в одном крупном филателистическом начинании не могли без него обойтись. Он принимал самое актив-ное участие в открытии Лондонского филателистического общества, следил с большим вниманием за тем, как повсюду в Париже, Лондоне и Нью-йорке появлялись аукционы почтовых марок.

    Эксперт из Бирмингема сделал очень много для коллекционирования, особенно если принять во внимание, что он умер очень молодым, в возрасте всего 34 лет.

    К числу известных российских филателистов того времени следует отнести петербуржца Ф.Л.Брейтфуса (1851-1907), чья коллекция марок считалась третьей в мире после собраний Феррари в Париже и Т.Тэмплинга (1855-91) в Лондоне.
    Незадолго до кончины Брейтфус продал свою коллекцию английской торговой фирме «Стэнли Гиббонс». А собрание Тэмплинга было пере-дано им в Британскую библиотеку в Лондоне и послужило основой при формировании национальной филателистической коллекции Велико-британии. Из всех выдающихся филателистических собраний начала XX века в полном виде до настоящего времени сохранилась лишь эта.

    Другим выдающимся российским филателистом был А.К.Фаберже (сын знаменитого ювелирного мастера К.Г.Фаберже), обладавший уникаль-ным собранием марок и цельных вещей Российской империи.
    Его коллекция вне конкурса экспонировалась в 1933 на Международ-ной выставке в Вене и произвела фурор в мировой филателии. Часть этого собрания было распродано в 1939 на аукционе в Лондоне, а в 1999 году на аукционе в Швейцарии была продана легендарная кол-лекция Фаберже «Земство России».




  Примечания автора:

  [ 1] Хранитель коллекции Филиппа Феррари на протяжении нескольких десятков лет.


[ Глава 7] [ Оглавление сборника] [ Глава 9]

Issue Date Issue Title Michel Cat.# MNH, Euro Used, Euro


Дирекция и редакционная коллегия Партнерская программа Полезные ссылки Контакты Справка




управление бюджетом

Rating@Mail.ru

Нумизматическая биржевая площадка






Designed and Powered by Medical Information Group © 2005-2012