Аукцион Магазин почтовых марок Обменный пункт WMT Каталоги Stamp Открытый форум

Postage Stamp & Postal History
ISSUE YEAR: 2005
ISSUE COUNTRY: RUSSIA
ISSUE TYPE: GENERAL & STANDARD


     ИСТОРИЯ ПОЧТЫ И ПОЧТОВОЙ МАРКИ: МИР ФИЛАТЕЛИИ

     По материалам В.А.Новоселова © 2005-2006
     публикуется с разрешения автора DN144



     НЕМНОГО ИСТОРИИ

    Появление почтовой марки тесно связано с развитием почты. Потребность в обмене инфор-мацией возникла еще при первобытном обществе. Для того чтобы выжить, первобытные люди стали сознавать необходимость совместной деятельности. При этом появилась потребность в передаче сообщений друг другу. Вначале передача сообщений выражалась только жестами и звуками. Передача сообщений голосом имела ограниченные возможности. И человек столетиями искал и находил все более и более совершенные средства для передачи сообщений. Сигнальные барабаны в Африке, дым костров у индейцев и, наконец, гонцы. Гонец заучивал сообщение и отправлялся в путь, пока не доставлял весть по назначению. Вспомним же знаменитую историю воина Диомедона. Около 490 года до нашей эры афиняне, победившие в битве при Марафоне превосходящих числом персов, отправили его с этим известием. Диомедон бежал не щадя себя и вступил в Афины, напрягая последние силы.

    «Радуйтесь, мы победили!» - воскликнул он и упал мертвым.


    Знаменитая марафонская дистанция и в настоящее время напоминает нам о подвиге греческого гонца.

    Символично вдвойне [ 1], что на са-мой первой Олимпиаде в 1896 году, которая состоялась в Греции, первым олимпиоником [ 2] современности стал победитель марафонского бега греческий письменосец Спирос Луис.
    Почтовые администрации многих стран посвятили свои выпуски побе-де Спироса в этом состязании. Л.Кун сообщает о интересном факте, что кроме олимпийских наград и известности С.Луис получил: золотой кубок, учрежденный французским академиком Мишелем Бреалем, на-стоявшим на включении в программу Игр марафонского бега, бочку вина, талон на бесплатное питание в течение года, сертификат на бес-платный пошив платья и пользование услугами парикмахера на про-тяжении всей жизни, 10 центнеров шоколада, 10 коров и 30 баранов.

    Как не торопился гонец, большого расстояния он преодолеть не мог. После приручения лошади появились конные гонцы. Но у гонцов был один большой недостаток – несовершенная память. Он мог забыть или что-то перепутать в сообщении. Возможность «консервирования» сообщений появилась только с изобретением письменности.

    Самые древние сведения о почте относятся к Ассирии и Вавилону. Люди, населяющие эти древние страны, писали клинописью на глиняных табличках. Эти сведения знает каждый школьник. Однако ассирийцы еще в III тысячелетии до нашей эры применяли то, что может называться предшественником конверта. После обжига таблички с текстом письма, ее покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка-«письмо» и табличка-«конверт» не становились единым куском. «Конверт» разбивали и читали «письмо». До наших дней дошло два таких письма. Они вместе с «конвертами» хранятся в Лувре.

    4000 лет назад неизвестный египетский художник на одной из стен погребальной пещеры фараона Нумхотена нарисовал воина, держащего в одной руке свиток, а в другой руке – открытый лист-письмо, который подает своему начальнику. Так до нас дошло вещественное доказательство существование почты в те далекие времена. Документальные материалы о почтовых сообщениях мы имеем и среди других памятников древней культуры.

    Письменное сообщение можно было передавать от одного гонца к другому без опасения исказить сообщение.

    Во времена Кира и Дария в Персии (558 – 486 года до нашей эры) почтовая связь была налажена очень хорошо. На станциях персид-ской почты постоянно были наготове гонцы и оседланные лошади. Почта передавалась гонцами по эстафете от одного к другому. Эта была так называемая эстафетная почта.

    Славилась и древнеримская почта. Она играла огромную роль в управлении громадной Римской империей. В важнейших центрах империи содержались специальные станции, снабженные конными курьерами. Римляне обычно говорили «Statio posita in…» («Станция расположена в …»). Как считают специалисты, именно из сокращения этих слов и появилось слово ПОЧТА [ 3] «Posta»).

    Документально подтвержденные сведения о возникновении почты в Китае относятся к очень отдаленным временам. Государственная почта Китая существовала уже при династии Чжоу (1027–249 года до нашей эры). Она располагала пе-шими и конными гонцами. Императоры династии Тан (618–907 года до нашей эры) уже назначали генерал - почтмейстеров. Эстафетная почта Китая доставляла императорские приказы и сообщения императору с необыкновенной быстротой.
    На древней китайской гравюре мы можем видеть, как выглядел китайский пеший почтовый гонец. Хотя работа и нелегка, но любимый зонт должен скрасить гонцу трудности далекого путешествия.

    В арабском Халифате к 750 году все государство было покрыто сетью дорог, по которым курсировали гонцы – пешие и верховые на лошадях, верблюдах и мулах. Они доставляли государственную и частную почту.
    О большом значении почтовой службы государства свиде-тельствует знаменитое высказывание халифа Мансура, осно-вавшего Багдад (762 год). «Мой трон покоится на четырех столпах, а моя власть опирается на четырех человек: это безупречный кади (судья), энергичный начальник полиции, деятельный министр финансов и мудрый почтмейстер, который информирует меня обо всем».

    Государства инков в Перу и ацтеков в Мексике еще до 1500 года имели регулярную почту. Следует отметить, что почта инков и ацтеков использовала только пеших гонцов. Дело в том, что лошадей в Южную Америку завезли европейцы – завоеватели только в XVI веке. Расстояние между соседними станциями не превышало трех километров. Поэтому оно преодолевалось гонцом в высоком темпе. Характерная особенность почты инков и ацтеков заключалось в том, что кроме почты, гонцы должны были доставить свежую рыбу к столу императора. Рыба доставлялась с побережья в столицу в течение 48 часов (500 км). Оцените скорость доставки. Думаю, что современная почта вряд ли быстрее, хотя имеет в своем распоряжении машины, поезда и самолеты.

    Но, практически везде, почта, как в древности, так и в средние века почта служила только властителям и высшим чиновникам государства. Но вот к частному человеку это учреждение очень долго не имело никакого касательства. Достаточно сказать, что в стране инков почтовые тракты вообще шли в обход населенных пунктов.

    Однако простые люди тоже хотели использовать почту для своих целей. На первых порах их сообщения передавались в частном порядке через купцов («почта мясников»), почтовой службы рыцарского ордена, странствующих монахов и гонцов университетской почты.
    Бурное развитие ремесел и торговли в феодальной Европе заставило людей организовывать регулярный почтовый обмен между городами. Имеются документы, подтверждающие нали-чие городских гонцов уже в XIV веке. Однако наиболее из-вестна почтовая служба Ганзейского союза. Ганза – торговый и политический союз северогерманских городов в XIV–XVII веках. С вступлением в Ганзу Рейнского союза возникла пер-вая почтовая сеть, которая, минуя все границы городов и мелких княжеств, доставляла почту по все территории Германии. Далее через Нюрнберг, почта уходила в Италию и Венецию, а через Лейпциг в Прагу, Вену и другие города. На этом примере мы видим уже зачатки международной почты.

    Следующим заметным достижением развития почтовой службы может служить почтовая служба дворянского рода Турн-и-Таксис. Первое упоминание о почте Турн-и-Таксис относится к 1451 году, когда Рожер Таксис организовал курьерскую линию через Тироль и Штейермарк. Далее потомки дома Таксисов делают стремительную карьеру в почтовом ведомстве. В 1501 году Франц Таксис становится генерал – почтмейстером Нидерландов.
    До начала XVI века почтовая служба Таксисов строилась на осно-вании феодальных привилегий дому Таксисов. Так как, почтовое дело стало становиться доходным, то у почты Таксисов появились конку-ренты. В первую очередь это почта городов. В 1615 году очередной Таксис – Ламораль становится имперским генерал – почтмейстером. Более того, имперским указом эта должность была объявлена пожиз-ненной и наследственной для рода Таксисов. Кстати, приставку «Турн» Таксисы присоединили к своей фамилии в 1650 году, получив ее в качестве пожалования короля.

    Ламораль Таксис, новый генерал – почтмейстер, был вынужден просить у императора издания нового указа против «дополнительных почт и дополнительных линий, обслуживающихся гонцами». Все это положило началу борьбу почты Турн-и-Таксис с конкурентами. Эта борьба велась на протяжении столетий. Почта Таксисов сумела устоять и победить. Аккуратность, быстрота и честность – таков был девиз почты Турн-и-Таксис. Именно этот девиз, строжайше соблюдался на практике. Впервые торговые люди и банкиры, простые люди и государственные чиновники могли быть уверены, что письма, документы, деньги быстро дойдут до адресата, и они вскоре получат ответ. Все это имело огромное значение для общества.

    В 1850 году почта Турн-и-Таксис присоединилась к германо-австрийскому союзу. К этому вре-мени во многих странах уже были выпущены почтовые марки. Правила германо-австрийского почтового союза предусматривали для его участников обязательство выпускать почтовые марки. Именно поэтому 1 января 1852 году вышли первые почтовые марки почты Турн-и-Таксис.

    Всего почта Турн-и-Таксис выпустила 54 почтовые марки. Выпускала почта Турн-и-Таксис и маркированные конверты.
    История почты Турн-и-Таксис заканчивается только в 1867 году, когда Пруссия приобрела права на все почтовые учреждения дома Турн-и-Таксис.

    В 1973 году в Бельгии вышла марка, посвященная почте Турн-и-Таксис. Одной из первых почтовая служба Таксисов появилась на территории Бельгии. Служащие этой своеобразной империи имели широкие права и привилегии.



    На почтовой марке отражена одна из них. На правом боку, сидя-щего на коне курьера, виден почтовый рожек. В то время только служащие дома Таксисов имели право трубить в него. Звук рожка предупреждал почтовые станции о приближении курьера, на смену которому готовилась смена.
    Сигнал рожка освобождал от подорожной платы, в ночное время открывал городские ворота, заставлял встречный транспорт свора-чивать с пути, уступая дорогу спешащему с почтой курьеру [ 4].
    Услышав звук рожка, сменщик готовил своего коня, чтобы принять почту и немедленно отправиться далее. Гонцы обязаны были двигать-ся со скоростью не менее мили в час. В случае нарушений они под-вергались штрафам.


    В XVII веке Швеция стала великой державой, и появилась необходимость в регулярной связи с ее владениями за Балтийским морем.
    Первыми почтальонами стали королевские курьеры. Затем корреспонденцию доставляли так называемые «почтовые крестьяне». Они жили вблизи основных дорог, освобождались от разного рода повинностей, например, воин-ской, но были обязаны переправлять государст-венную почту. Обычно посылали батрака, кото-рый бежал, трубя в рожек, километров за 20-30 к соседу. Передав свою почту и получив в об-мен другую, он отправлялся домой. Если письма опаздывали, ему грозило наказание.
    Корреспонденция доставлялась и по морю, например, на лодках из Швеции на Аландские острова и далее в Финляндию и Санкт-Петербург. «Почтовые крестьяне» работали круглый год, независимо от погоды. Особенно опасна была переправа весной и осенью, когда они, то волокли лодку по льду, то ставили паруса, то брались за весла. Немало людей погибала во время шторма.

    Русская почта является одной из старейших в Европе. Первое упоминание о ней в летописях относится к X веку. В киевской Руси существовала обязанность населения с названием «повоз». Эта обязанность заключалась в необходимости предоставлять лошадей для княжеских гонцов и его слуг. Еще до татаро–монгольского нашествия в России существовали почтовые дороги и почтовые станции. Просто захватчики стали использовать их для организации своей почты. Они ввели натуральную повинность для населения, названную «ям». Ям - это обязанность населения предоставлять лошадей и людей (какой же хозяин способен передать свою кормилицу в чужие руки!) для перевозки грузов и почты.
    Татаро-монгольское иго сгинуло, но тюркское слово «ям» осталось в русском языке в качестве названия одной из многочисленных повинностей русского населения (вспомним самые известные – барщина, десятина и т.п.). Ямами стали называть почтовые станции, где гонцы меняли ло-шадей. С XVI века ямы находились в ведении Ямского приказа, предшественника Почтового департамента России (1782 год). Да и слово ямщик имеет те же корни. Хотя интересно отметить, что вначале ямщиками называли станционных смотрителей, и только позднее значение этого слова изменилось на современный лад: ямщик – человек, непосредственно управляющий ло-шадьми почтовых троек.

    Четкая почтовая служба в России появилась, однако, только при царе Алексее Михайловиче. Организатором «правильной» почтовой гоньбы в России стал глава тогдашнего русского пра-вительства боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605–1681). Он же является ини-циатором создания и зарубежной почты России (почтовая линия Москва – Вильну).
    На почтовом блоке, выпущенном к 100-летию русской почтовой марки хорошо видны наиболее яркие страницы истории русской почты.

    Как видно из этих кратких примеров, развитие почты в различных странах имело немало отличий, но, в принципе, эволюция почты различных стран шла достаточно похожим путем. Начиналась она с доставки сообщений и приказов сильных мира сего, на каком то этапе она стала обслуживать и нужды других людей. Да и принципы построения достаточно похожи.

    История почты развивается дальше. У почтовиков появляется форменная одежда. Появляются знаки почтовой оплаты и коллекционеры их. Совершенствуются способы доставки и защиты информации от любопытных глаз. Создается Всемирный почтовый союз. Появляются все новые и новые средства связи. Именно об этом будет говориться в следующих главах.


  Примечания автора:

  [ 1] Победитель Олимпиады Спирос Луис был во-первых - греком, а во-вторых - почтальоном.
  [ 2] «Олимпионик» (греч.) - Олимпийский чемпион.
  [ 3] Считается, что это слово в современном значении впервые было употреблено Гонорием.
  [ 4] В наше время подобные льготы присвоили себе чиновники разного ранга. Вот только почтовый рожек ушел в прошлое, а на смену этому символу появился другой – автомобиль с мигалкой.


[ От Автора] [ Оглавление сборника] [ Глава 2]

Issue Date Issue Title Michel Cat.# MNH, Euro Used, Euro


Дирекция и редакционная коллегия Партнерская программа Полезные ссылки Контакты Справка




управление бюджетом

Рейтинг@Mail.ru

Нумизматическая биржевая площадка






Designed and Powered by Medical Information Group © 2005-2012